Марина Цокур
Колорадо, США, 2000г.
В США я попала не сразу. А точнее, со второй попытки. Первый раз я завалилась на начальном тестировании, жутко расстроилась, и твердо решила, что без связей пробиться никуда нельзя, что мои знания английского никуда не годятся и что вообще "отличниц по этой программе редко выбирают" (как меня замечательно "утешил" один мой одноклассник). На следующий год я шла на тестирование просто так, особо ни на что не надеясь, чтобы потом особо не расстраиваться. С таким же настроем проходила остальные этапы конкурса.
Когда мне позвонили и сказали, что я поеду в США, что меня взяли в программу, я долго не могла поверить и переспрашивала маму, не шутит ли она. Дальше все было как во сне: письмо от американской семьи, ориентация с другими студентами, усиленное изучение всех материалов по программе, которые нам выдали координаторы, сборы чемоданов и т.д. Зачем-то я решила перечитать историю России и даже перечертила себе в блокнот схему правления династии Рюриковичей. Нетрудно догадаться, что в США она мне понадобилась меньше всего. В августе все мои родственники посадили меня на самолет до Москвы и я благополучно отправилась навстречу моей новой жизни в США. От Москвы у меня остались отрывочные воспоминания: чемоданы, опять много студентов, аэропорт, мы все в одинаковых синих майках, радостные в предвкушении нового и увлекательного. Самолет был большой, Боинг (мы летели компанией Дельта), в течение полета крутили фильмы, кормили несколько раз. Прилетели мы в JFK, откуда каждый летел в свой штат. Меня ждал Денвер, штат Колорадо.
В Денвере меня встретила моя куратор. Моя семья была на каникулах в Калифорнии, они должны были скоро вернуться, ну а пока я несколько дней поживу у нее дома. Я сказала ОК и мы поехали по ночной американской дороге, из чего я запомнила только множество мелькающих огней.
Первые дни в доме куратора прошли как в раю. За два дня я успела побывать на ярмарке, покататься на квадратных связках сена, встретиться со студентом из Тайланда, поесть в Wendy's (fast food place) и затариться в супермаркете.
Вскоре последовала встреча с принимающей семьей. Меня забирал принимающий папа, он старался говорить очень внятно и медленно, чтобы я все поняла. В принципе, особых проблем с пониманием не было, правда мне приходилось постоянно переспрашивать, как называется это или то.
В моей семье было 6 детей. Дома жили четверо: старший сын служил в армии, а дочка училась в колледже и иногда приезжала на каникулы. Остальные дети - Хайди, старше меня на год, Кит-15 лет, Брент -13 лет и Стейси -9 лет. Несмотря на их большое количество мы с ними неплохо ладили. Хайди считала своим долгом постоянно меня с собой брать, если она куда-то шла с друзьями. Ну а с Брентом и Стейси мы катались на роликах по горам, прыгали на батуте на заднем дворе, играли в карты и катались на велосипедах. С мамой в семье мы общались довольно редко. Она оказалась немногословным человеком, много читала в своей комнате или работала на компьютере. Самые хорошие отношения у меня сложились с принимающим папой. Мы с ним много разговаривали, обсуждали кучу тем от политики до религии. Вообще религия играла огромную роль в жизни моей принимающей семьи. Они ездили в церковь каждое воскресенье (я ездила вместе с ними), посещали дополнительные церковные мероприятия и службы. Я не разделяю их убеждений, но это их образ жизни, это для них важно и, естественно, я с уважением относилась и отношусь к их вере.
Занятия в школе начались 17 августа. Для меня, привыкшей к первым звонкам и парадному походу в школу 1 сентября, это было немного не привычно. Предметы нужно выбирать самостоятельно. Вообще в Америке приходится делать выбор на каждом шагу: начиная с покупки шампуня в супермаркете и заканчивая выбором колледжа. В этом отчасти кроется смысл американской свободы-свободы самостоятельно делать свое будущее и брать ответственность за те решения, которые ты принимаешь.
Из школьных предметов я выбрала те, которых у меня не было в России: социологию, географию культур, американскую литературу 20 века, астрономию предмет под названием самостоятельное существование и др. Из привычных предметов у меня была лишь математика. Каждый предмет шел 1 четверть, с новой четверти начинались новые предметы. Каждый день были одни и те же уроки-4 штуки по 1,5 часа. Занятия в школе начинались в 7:20 утра, заканчивались в 14:15, в перерыве был ланч. Перемены между уроками длились минут 5, этого времени хватало лишь на то, чтобы перейти из одного класса в другой. В американских школах нет постоянных классов, типа 7А или 10Б, класс для американского школьника-это год обучения или параллель, а не группа людей, постоянно обучающихся вместе. Поэтому по каждому предмету у меня были новые одноклассники.
Большая часть американской школьной жизни - участие в спортивных кружках и клубах после занятий. Для американцев - это не только возможность заниматься любим делом, но что более важно, общаться с людьми, участвовать в жизни школы. Во время занятий и 5-минутных перемен познакомиться с людьми довольно сложно. Участие же в бейсбольной или теннисной секции позволяет не только поддерживать себя в форме, но и приобретать новых друзей со сходными интересами.
Самыми замечательными событиями моей школьной жизни были мероприятия для студентов по обмену, которые устраивала принимающая организация. Мы ездили кататься на лыжах на один из лыжных курортов Колорадо, ходили на экскурсии в Капитолий (здание парламента) штата Колорадо, на монетный двор, на завод фирмы Lokheed Martin, на котором собираются ракеты, вместе отмечали Рождество в доме нашего куратора.
Этот год был полон для меня событиями. Не всегда было легко и весело, но это всегда был полезный опыт. Я встретила много замечательных людей, которых я буду помнить всю жизнь. Я смогла посмотреть на себя и свою страну другими глазами( и кстати, больше ценить своих родителей, дом…). Программа дала мне возможность поверить в то, что все возможно, если только сильно этого захотеть, понять, что ничего не произойдет само по себе, нужно поставить цель и добиваться ее. Главное только - сделать выбор.