Новости
В архиве

19 апреля 2005

В мире уже 50 миллионов работников трудятся в виртуальных офисах

В России такая статистика отсутствует, но, судя по тому, как быстро у нас распространяются новые веяния, она скоро появится. Уже сейчас некоторые фирмы, ограниченные в средствах на аренду все дорожающих офисов, предпочитают, чтобы их сотрудники работали дома в режиме онлайн. Тем более что современные средства массовых коммуникаций позволяют это делать без особых затрат.

Телеворк - термин сравнительно новый, он обозначает работу, выполняемую на расстоянии от офиса с помощью различных средств телекоммуникации. На рубеже прошлого и нынешнего веков "телеворком" в США и странах Евросоюза занимались приблизительно 30 миллионов человек. По некоторым прогнозам, к 2005 году число "телеворкеров" составит 50 миллионов. Лидерами здесь считаются США, Канада, Финляндия, Дания и Швеция. Например, в Финляндии количество "телеворкеров" составляет примерно треть всего работающего населения.

Не все происходит так гладко, как кажется, широкое внедрение виртуальных офисов породило ряд специфических проблем как социального, так и юридического характера. Вот, например, одна из них: кто виноват, если "телеворкер" получил травму, упав со стула при попытке дотянуться до полки с телефонным справочником, который был ему необходим для выполнения задачи, поставленной руководством?

Как показывают социологические исследования, среди нынешних "телеворкеров" таких всего 4-5 процентов выбрали такую форму труда, потому что устали от постоянных передвижений по городу из дома на работу и обратно. Остальные выбирают "телеворк" по другим причинам - кто-то таким образом может присматривать за детьми, а кто-то просто физически лишен возможности передвигаться. Однако большинство - это люди, которым просто психологически комфортнее работать дома: в собственном ритме, когда хочется и в какой угодно обстановке. В Америке, например, такими "лентяями" оказались люди с высшим образованием, которым за 30 и которые имеют ежегодный доход около 45 тысяч долларов.

На первый взгляд "телеработа" выглядит решением огромного количества проблем для всех. Работник получает право выбирать, как распределять свое время, и возможность больше уделять внимания своей семье, а работодатель фактически на пустом месте получает самые настоящие бонусы: как показывают исследования, обычные "телеворкеры" обладают более высокой производительностью, чем их "присутствующие" коллеги, они реже "прогуливают" или уходят на больничные, с ними проще решать проблемы о сверхурочных и т. д. Более того, переход на "надомную работу" уменьшает загруженность дорог и стоянок, а также сокращает площадь необходимого под настоящие офисы пространства и количество "планерок", съедающих огромное количество рабочего времени.

"Телеворк" снимает и проблему перевода сотрудников из одного города в другой: по некоторым подсчетам, для того чтобы переселить одного работника, средней американской компании приходится тратить до 40 тысяч долларов. Особое значение это имеет для стран с большой территорией, где экономические центры отстоят друг от друга на тысячи километров, таких как Канада, Австралия и Россия.

Но есть и минусы, которые сдерживают распространение виртуальных офисов. Так, "телеворкеры" оказываются особенно чувствительны к способностям их руководителей внятно объяснять задания. В обычном офисе, при контактах "лицом к лицу" каждый сотрудник имеет возможность бесконечно "утрясать" и "уточнять", что от него хотят, в то время как "телеработник" имеет ограниченные возможности взаимодействия с начальством, поэтому эффективность его работы напрямую зависит от того, насколько его работодатель способен ясно выражать свои мысли. Кроме того, руководя отсутствующими сотрудниками, многие менеджеры среднего звена психологически оказываются лишенными средств своей пусть маленькой, но власти - контролировать, как идет рабочий процесс.

"Телеработа" моментально выявляет все ошибки в структуре любой организации: "надомник" первым почувствует бюрократический пресс, если для принятия простейшего решения необходимы визы трех человек, а не одного, только потому, что они сидят в соседних кабинетах. Естественно, далеко не все руководители согласны и могут принять подобный рост требований к качеству их собственной работы.

Кроме того, "телеворкер" становится бельмом в глазу для обычных сотрудников компании. Его 24-часовая "готовность к бою" иногда приводит к тому, что и от обычных сотрудников руководство ожидает подобной самоотдачи, а это создает дополнительное напряжение в самом коллективе.

Еще один психологический минус - уменьшение социальных связей, грозящее при определенных обстоятельствах (например, если "телеворкер" - инвалид) перерасти в настоящую изоляцию. Все это часто приводит к возвратам в обычную схему - традиционным рабочим дням в офисе.

И все же, по мнению большинства аналитиков, "телеворкеру" принадлежит будущее.

Идя на виртуализацию труда, фирмы экономят ресурсы, которые были бы затрачены на оплату энергии, офисных зданий, парковок и т. д. Общество также экономит, инвестируя меньше в инфраструктуру, снижая энергозатраты, сохраняя окружающую среду.

rg.ru