05 апреля 2005
Шанс для детей иммигрантов
Программа START учреждена Сенатом, фондами Hertie-Stiftung и Deutsche Bank Stiftung и предназначается для учеников 8-х – 13-х классов. Стипендиаты получают по сто евро в месяц, компьютер, подключенный к Интернету, доступ к учебным семинарам и так называемых «менторов» от Deutsche Bank, помогающих им в вопросах учебы, выбора профессии и т. п.
Из более 70 берлинских школьников китайского, польского, турецкого, вьетнамского, украинского и русского происхождения, претендовавших на стипендию, были выбраны десять: семь девочек и три мальчика. Как сообщает Сенат, цель программы стоимостью 1,7 миллиона евро – облегчить доступ к высшему образованию способным, общественно активным, но стесненным в материальном плане детям-иностранцам. «Всего лишь 6% детей иммигрантов заканчивают среднее образование в Берлине; таким образом, большой интеллектуальный потенциал остается неиспользованным», – сказал сенатор по делам образования Клаус Бегер на церемонии вручения стипендий. И добавил: «Мы нуждаемся в этих школьниках и их особенных способностях и дарованиях. В то же время успевающие дети и подростки ненемецкого происхождения служат примером: они доказывают, что возможно достичь чего-либо, если только использовать шансы...»
Программа START была основана фондом Hertie-Stiftung в 2002 году в Гессене. Сегодня в проекте участвуют четыре федеральных земли. 121 ученик из 31 страны получает стипендии от проекта START; более 20 благотворительных организаций и банков участвуют в проекте. Берлинская программа рассчитана пока на четыре года.
Двое из 12 русских школьников, подавших заявление на участие в START, выиграли стипендию для особо одаренных учеников. 17-летний Артем Юрченко из Пскова, учащийся Carl-von-Ossietzky-Gesamtschule, узнал о проекте от своего учителя информатики. Отправив данные о себе, он об этом забыл и был приятно удивлен, когда узнал, что прошел отбор. Артем попал в Германию в результате трагического поворота судьбы: три года назад скончались его родители. Мальчика отправили к сестре в Германию на три месяца, чтобы он смог немного оправиться от шока. Семья знакомых согласилась взять его к себе, но в последние дни пребывания Артема в Берлине изменила решение. Так Артем остался в Германии на попечении старшей сестры. Приехав со школьным запасом немецкого, он понимал лишь отдельные слова. Больше года понадобилось ему на то, чтобы адаптироваться и начать ходить в школу. Сейчас немецкий у Артема как родной. Он быстро подружился со своими «менторами» – студентами из Berufsakademie; иногда они вместе ходят играть в боулинг. Его любимые предметы – математика, физика, химия, информатика. Он хочет стать ученым. В свободное время программирует, интересуется новейшими открытиями в физике и естественных науках. А еще у него есть персидская кошка, которая не любит гостей. Артем считает, что в российских школах дают много знаний, но в голове удерживается только часть, в то время, как в немецких школах больше концентрируются на отдаче знаний и на аккуратности тетрадок.
В следующем учебном году в рамках берлинской программы START планируется выдать 15 стипендий, а потом – по 20 в каждом следующем. Чтобы претендовать на их получение, школьники должны активно участвовать в общественной жизни, а их оценки в среднем быть не ниже 2,5.