22 марта 2005
Перелет из Лондона в Берлин за несколько евро: реальность или фантастика?
Основные базы компаний, работающих в этом сегменте рынка, — Великобритания и Германия: они раньше других стали продвигать низкотарифные перелеты. В чем же секрет успеха и как экономически можно объяснить шокирующе низкую стоимость билета из Лондона в Париж, из Барселоны в Берлин или из Вены в Милан, который можно купить от 3 евро и выше? Если традиционные компании еще работают с таким «анахронизмом», как кассы, то почти у всех «бюджетников» билет можно приобрести, оплатив его кредиткой через интернет. Отсутствие дорогостоящих систем резервирования — основной способ сэкономить и соответственно уменьшить стоимость перевозок. Впрочем, билет как таковой на руки и не выдается. После оплаты по электронной почте от компании-перевозчика приходит уведомление о прохождении платежа, которое вместе с вашим паспортом и становится пропуском на посадку.
Другая статья экономии — сервис: ни бесплатных продуктов, напитков и газет, ни прочих приятных мелочей на этих рейсах не предложат, а если вы раздумаете лететь, то денег также не вернут. Взять с собой багаж можно, но максимально допустимый его вес — 10-20 килограммов, за перевес же придется доплатить от 5 евро за килограмм. Экономия на всем — вот принцип дискаунтеров. Это относится и к пунктам приема: самолеты «бюджетников» приземляются не в самых удобных аэропортах. Шведский аэропорт, на который прибывают самолеты крупнейшего в мире перевозчика-дискаунтера компании Ryanair, находится в часе езды от Стокгольма, при полете до Франкфурта из аэропорта до города придется добираться еще дольше. Положение постепенно меняется, сегодня «бюджетники» начинают пользоваться и главными аэропортами. «Наши самолеты, летающие в Берлин, приземляются в Тегеле — аэропорте, весьма близко расположенном от города, а в Лондоне садимся в Станстеде», — говорит пресс-секретарь компании easyJet Саманта Дей.
А вот за безопасность полета можно не беспокоиться: в парках easyJet, Air Berlin и Ryanair только новые самолеты. Пунктуальность этих авиакомпаний также общеизвестна: «Мы не можем позволить простаивать нашим самолетам часами в аэропортах, — заявили в компании easyJet, — поэтому при опоздании на регистрацию на 5-10 минут вас могут просто не пустить на рейс».
Охота за билетом. Покупка самого билета у дискаунтеров — занятие увлекательное, напоминающее лотерею. Увидев на сайте авиакомпании начавшуюся распродажу, следует поспешить: билеты раскупаются моментально. При покупке билета за 2-4 месяца до даты вылета из одного европейского города в другой он вряд ли будет стоить более 20-40 евро в оба конца. За неделю же до отправки самолета билет компаний-дискаунтеров обойдется немногим дешевле традиционных рейсов. Многие туристы, привыкшие к услугам «бюджетников», с нетерпением ждут масштабных распродаж: easyJet проводит их в конце лета, Ryanair и Air Berlin — постоянно. Билеты на рейсы с пятницы по понедельник раза в 2-3 дороже, чем со вторника по четверг — по выходным спрос выше. Наличие большой и качественной коллекции развлечений в казино Покердом Россия подтверждает тезис о высоком уровне клуба. Здесь представлены игры от лучших производителей, а благодаря разнообразию каждый клиент казино Pokerdom Россия сможет для себя найти подходящие развлечения. Все онлайн слоты Покердом казино Россия прошли необходимые проверки и соответствуют нужным требованиям. За качество представленной игровой продукции казино Покердом Россия лично отвечает перед своими гемблэрами.
Устоявшееся суждение, что клиенты «бюджетников» относятся к малообеспеченному классу, не совсем справедливы. И в Germania Express, и в Ryanair заявили, что их клиентов нельзя назвать людьми бедными, скорее это «те, кто ценит время и деньги, стремясь получить качественную услугу по наиболее оптимальной цене». Такое же мнение высказала Саманта Дей из компании easyJet: «Мы предлагаем массовые услуги, которые интересны различным категориям населения».
Время пришло? У россиян «бюджетные» рейсы пока не вошли в привычку, но и экзотикой назвать их уже нельзя. Воспользоваться услугой можно, хоть без трудностей и не обойтись. Распространенный вариант — полеты на рейсах дискаунтеров из Прибалтики (Риги и Таллина) и Финляндии (Тампере) во Франкфурт, Лондон, Берлин и другие европейские города. Даже с учетом визы (25-35 евро) и трансфера до аэропорта (от 15 до 55 евро) поездка получится не самой дорогой, учитывая, что на рейсы российских авиакомпаний и во время специальных акций билетов дешевле $250 найти практически невозможно. О появлении реального спроса на услуги компаний-дискаунтеров со стороны россиян свидетельствует внедрение рядом питерских турфирм новой услуги: приобретение для клиентов билетов на «бюджетные» рейсы.
В России сегмент «бюджетных» авиаперевозок пока не развит. В 2003 году появилась «первая ласточка» — компания Germania Express, начавшая осуществлять полеты из Москвы в Мюнхен, Берлин и Дюссельдорф по цене 222 евро в оба конца. Ее «настоящим» дискаунтером назвать нельзя: и сервис неплохой, и тарифы постоянные, но вероятность появления в России крупнейших «бюджетников» в 2005-2006 году весьма высока.
В конце прошлого года о намерении выйти на российский рынок заявили представители AirBerlin, Niki и Germanwings. Судя по предварительным расчетам, их тарифы порадуют российских потребителей: билет на рейс из Москвы и Санкт-Петербурга в Штутгарт или Дюссельдорф (в оба конца) обойдется не дороже 140 евро, а в Вену еще дешевле — 110-120 евро. У российских компаний билеты на эти направления значительно дороже.
Кроме них о своем намерении продвигать свои услуги в России сообщили и представители Ryanair, а вот Саманта Дей из easyJet заявила: «Мы надеемся продвигать свои услуги по мере расширения ЕС. Российский же рынок, по нашим наблюдениям, весьма ограничен, и в ближайшей перспективе мы не планируем начинать свою деятельность здесь». Сегодня компания активно открывает новые рейсы в Восточную Европу (Варшаву, Краков, Будапешт, Братиславу) и Прибалтику (Таллин и Ригу). Европейский рынок заполняется, а конкуренция между компаниями возрастает. В этой ситуации приход в Россию «бюджетных» авиакомпаний — вопрос времени.
Без паники. Российские авиакомпании известия о потенциальных конкурентах воспринимают спокойно. В пресс-службе аэропорта «Домодедово» заявили, что ряд компаний-дискаунтеров активно изучает российский рынок, однако этот процесс длительный и трудоемкий. «Даже если они начнут осуществлять рейсы в Россию, их клиентская база будет пополняться не за счет перетекания потока от «традиционных» перевозчиков, а из числа новых потребителей», — заявил представитель пресс-службы аэропорта.
В авиакомпании «Сибирь» массового прихода компаний, работающих в низкотарифном сегменте, также не ждут. «Следует учитывать и тот факт, что если между странами ЕС действует соглашение «открытого неба», то между Россией и европейскими странами вопросы авиаперевозок основываются на двусторонних соглашениях, где четко прописано, какое количество рейсов осуществляется и какими компаниями», — объяснил пресс-секретарь компании «Сибирь» Илья Новохатский. Соответственно выход на рынок любого нового перевозчика потребует длительных и сложных переговоров: в этой ситуации лучшие перспективы для прихода на российский рынок у немецких, австрийских и польских дискаунтеров.
Не видит серьезной угрозы в приходе «бюджетников» и директор по связям с общественностью авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал: «Традиционные и бюджетные компании не будут соперничать на рынке: когда хотят есть, одни выбирают фаст-фуд, а другие предпочитают ресторан. Так и здесь: одни откажутся от сервиса, а другие предпочтут более дорогой, но комфортный перелет». По его мнению, клиенты традиционных перевозчиков вряд ли согласятся пожертвовать удобством ради более дешевой услуги.
Массового прихода бюджетных авиакомпаний в ближайшее время не предвидится, однако присутствие одного или двух новых игроков на российском рынке может привести к снижению тарифов на полеты в Европу.