18 декабря 2004
США или Россия?
В ответ на это ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий заявил, что России следует сохранить многоуровневую систему образования — пятилетний курс обучения, аспирантуру и защиту кандидатской и докторской диссертаций.
Проект VIP.Lenta.ru представил сравнительный анализ принципов организации американской и российской системы образования. «Американская система высшего образования отличается от российской прежде всего тем, что в США абитуриент сначала поступает в вуз и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности, тогда как в России вчерашний школьник делает свой выбор еще до поступления в вуз» — пишет автор. Кроме того, «в США существуют несколько тысяч традиционных четырехлетних колледжей и университетов, каждый из которых имеет свою специфику. Каждый колледж самостоятельно определяет свои цели, специализацию и правила приема студентов». Очень важной частью преддипломного образования в США является участие в неакадемической жизни студенческого городка.
«В частности, в американских университетах распространена система так называемых студенческих братств… Братство привлекательно не только тем, что дает возможность студенту интересно проводить время во время обучения, но и тем, что в нем закладывается фундамент полезных связей. Выпускники университетов, входившие в состав того или иного братства, могут рассчитывать на помощь со стороны старших товарищей».
Что касается России, то, по мнению автора «самое ценное, чем наделяет университет своих выпускников, — широкий гуманитарный кругозор, навыки научной работы, глубокие познания по поводу особенностей сонетной формы в творчестве Пушкина или умение отличить аорист от плюсквамперфекта — остается практически невостребованным на современном рынке труда, где в первую очередь ценится беглая английская речь». А в заключении автор задается вопросом:"Сломать этот механизм можно, но не потребуется ли еще 250 лет на то, чтобы отладить новый?"