06 декабря 2004
Рождество и распродажи - на Западе синонимы
Рождественские распродажи уже давно вышли там за рамки пусть и весьма выгодных потребителям, но все же банальных скидок. Декабря ждут весь год, чтобы купить самое-самое, потому что именно в эти дни цены на товары снижаются во много раз.
Рачительные граждане Запада вообще не делают импульсивных покупок. Они трезво оценивают возможности и тратят деньги только тогда, когда цены устремляются вниз. Многие парижане говорят, что ни весной, ни ранним летом они принципиально не покупают летних вещей, дожидаясь конца июля - августа, когда начнутся распродажи. Речь, конечно, не о тех, кто реагирует на каждое последнее дуновение моды, а об обычных, "средних" французах.
Есть здесь и распродажи, рассчитанные, главным образом, на внешний эффект - с расчетом не на своих потребителей, а на чужих. Нельзя сказать, что французы вовсе не ходят в магазины TATI, но главный покупатель там - турист, особенно в скидочные дни. Для россиян, еще не разобравшихся в особенностях репутации такой торговли, TATI - не только фирменный торговый знак, но и одна из главных парижских достопримечательностей. 50%-ная скидка "цепляет" практически всех. Рой что-то перебирающих, прикидывающих на себя людей действительно действует завораживающе и крайне заразительно. А для многих рытье в огромных кипах вещей, разложенных не только по видам - сумки, кошельки, футболки, канцтовары и т.п., но и по стоимости, - это своеобразный спорт.
В Нью-Йорке, помимо низких предрождественских цен, владельцы магазинов стараются привлечь покупателя еще и необычными новогодними интерьерами, яркими, зазывающими витринами, сообщают "Новые Известия". На такое оформление тратится значительная часть годовых бюджетов. К примеру, универмаг Lord & Taylor украшал витрины фигурами героев любимой всеми сказки о Питере Пэне. Они были выставлены в семи окнах магазина, для чего пришлось нанять электриков, дизайнеров по костюмам, обойщиков, мастеров по коврам и т. д. А вот в Германии после вступления в силу в январе 2004 года новых правил торговли проведение сезонных распродаж перестает быть законным. Скидки, разумеется, предоставлять можно, но привычные, классические распродажи, впервые появившиеся в 1911 году и регулярно вовлекавшие миллионы людей в погоню за уцененными вещами, отменены.
Те, кто жил в Германии в конце восьмидесятых, помнят два главных дня в году - последний понедельник января и последний понедельник июля. Они были для больших универмагов совершенно особыми днями. Ровно в восемь утра в магазины буквально врывались толпы покупателей, чтобы захватить заранее облюбованные вещи, которые еще несколько дней назад были в два-три раза дороже. Нередко можно было увидеть настоящие драки за "уцененку". В Бонне, когда там еще находилось советское посольство, местные шутники окрестили распродажи русско-турецкими войнами.