18 октября 2004
Перспективы рынка международных образовательных услуг
Ожидается, что к 2005 году размеры мирового рынка образовательных услуг, как предполагается, достигнут 90 миллиардов долларов. Сегодня это целая отрасль мирового хозяйства с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек. Но если за рубежом коммерциализация профессиональной подготовки иностранных кадров имеет давние традиции и постоянно расширяется, то в России этот сектор рынка еще малоразвит (прежде все иностранные студенты ехали в СССР за дипломами в основном по линии коммунистического движения). США за подготовку китайских студентов, стажеров и аспирантов ежегодно получают миллиард долларов. В среднем цена годичного обучения иностранного студента составляет около пяти тысяч долларов.
Доход приносит и то, что иностранные студенты, стажеры, аспиранты за дополнительную плату учатся на языковых курсах той страны, куда они приехали осваивать выбранную ими специальность (обучение языку занимает от шести месяцев до года, а иногда и больше). Плата за учебу для иностранных студентов нередко выше, чем для местных. Более половины всех студентов, получающих образование за рубежом, - выходцы из стран Азии.
Что дает экспорт образовательных услуг? Это доходы учебных заведений и налоги, получаемые от них. Это расходы иностранных студентов в стране проживания. О пользе образования за рубежом сказано немало. Но возможность обучать у себя иностранных студентов приносит государству не только значительные доходы, но и, что немаловажно, высококвалифицированных специалистов. Проводя активную иммиграционную политику, многие страны - прежде всего, США, Канада, Австралия, ряд государств Европы - получают в год примерно миллион высококвалифицированных сотрудников нужного им профиля, преимущественно из числа иностранных граждан, обучавшихся в их вузах. А это, согласитесь, не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, чем плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Интернационализация образования неизбежна, считают работники высшей школы, а экономический прогресс будет во многом зависить от политики в области образования.
Ирина Степура, "Российская газета"