26 августа 2004
Авиакатастрофа может изменить россиян
После 11 сентября 2001 года многие в США заговорили о том, что "мир стал другим", наступила "новая эпоха", что мир никогда больше не будет прежним. Это ощущение кардинального изменения картины мира очень характерно для сильного душевного потрясения, которое в медицине принято называть посттравматическим стрессом. Неожиданно попав в ситуацию непосредственной угрозы жизни или став зрителем подобной ситуации, человек, как правило, лишается большинства своих психологических защит. Он больше не может чувствовать себя неуязвимым, не может вытеснять из своего сознания те опасности и угрозы, которыми чревата любая человеческая жизнь.
После взрывов домов в Москве жители города создавали отряды самообороны, бдительные бабушки обследовали подъезды и подвалы жилых домов, жильцы устраивали добровольные дежурства. После теракта в московском метро усилились меры безопасности - число милиционеров на время приблизилось к числу пассажиров. А после захвата "Норд-Оста" мюзикл перестал быть самым модным театральным жанром столичной публики.
Однако с течением времени этот шок проходит, а с ним - и повышенная бдительность. Привычные заботы отвлекают большинство людей от того ужаса, который приоткрылся им на мгновение в тот момент, когда они наблюдали в новостях, как спасатели извлекают трупы из-под обломков упавших самолетов или разрушенных зданий.
В первые дни после катастрофы люди особенно нуждаются в психологической поддержке. Руководитель Московского городского Центра экстренной психологической помощи Екатерина Викторовна Бурмистрова рассказала корреспонденту Медновостей, что в настоящее время с родственниками погибших работают специалисты МЧС и городские медицинские службы.
"Мы сейчас принимаем тревожные звонки от населения, но массовой паники пока не наблюдается, - утверждает госпожа Бурмистрова. - Это связано с сезоном отпусков и с тем, что катастрофы произошли далеко от города. На эмоциональную реакцию влияет пространственная близость к очагу, а также эмоциональная близость к жертвам катастрофы. Большой вклад в нагнетание психологической напряженности после терактов вносят СМИ: неверное освещение событий может посеять панику".
Подавляющее большинство россиян обращает мало внимания на катастрофы и теракты. Мы продолжаем ездить отдыхать в Египет, радуясь тому, что после терактов цены на путевки снижаются. Наших специалистов приходится силой эвакуировать из воюющего Ирака - им жаль бросать высокооплачиваемую работу под пулями.
По данным опроса, проведенного сразу же после захвата зрителей "Норд-Оста", 70% москвичей не собирались предпринимать каких-либо мер безопасности в связи с этим событием. В обычное время угроза теракта и вовсе беспокоит не более 6% россиян, куда больше озабоченных собственным безденежьем, проблемами со здоровьем и веерным отключением электроэнергии.
По сообщению РИА "Новости", пассажиры авиакомпаний "Сибирь" и "Волга-Авиаэкспресс", самолеты которых потерпели катастрофу, не отказываются от запланированных поездок. "Отказов немного - единицы, - сказала сотрудница авиакомпании "Сибирь". - Ни один рейс не отменен".
У компании "Волга-Авиаэкспресс" было запланировано два рейса в Волгоград. Однако утренний рейс был отменен "в связи с вчерашними происшествиями", сообщила сотрудница компании. При этом никто не сдал своего билета, а один пассажир даже кричал и возмущался, почему отменили рейс.
Этот "пофигизм" можно объяснить тем, что, в отличие от жителей благополучных западных стран, за последние 10 лет жители России пережили столько потрясений, что давно уже утратили то, что психологи называют "базовым доверием к миру". Это бессознательное внутреннее ощущение, что все будет хорошо, которое складывается у ребенка в первые годы жизни и которое помогает преодолевать все последующие трудности и невзгоды.
Базовое доверие к миру разрушается, когда кардинально меняются образ жизни и правила поведения, усвоенные с детства и приносившие успех на протяжении долгого времени. Для большинства россиян чувство, что "мир изменился" и "жизнь никогда больше не будет прежней" наступило значительно раньше, чем для американцев. Они уже пережили его после того, как обесценились их сбережения, остановились предприятия, на которых они работали по 30-40 лет, а страна, в которой они выросли, распалась на отдельные воюющие друг с другом регионы. Они пережили его после политических событий 1991 и 1993 годов, после дефолта 1998 года и взрывов домов в 1999.
Однако за последние несколько лет граждане начали привыкать к стабильности в политике и экономике. А значит, любое нарушение привычного течения жизни способно породить страх и тревогу. Возможно, нынешняя двойная авиакатастрофа напугает россиян так, как не смогли напугать взрывы домов, теракты в московском метро и захват "Норд-Оста".
По материалам mednovosti.ru