19 августа 2004
Образование в Федеративной республике Германии теперь будет гораздо качественнее
Институт "Студент и рынок", Мюнхен, сообщает, что только 7% всех выпускников немецких вузов не находят работу по специальности. Несмотря на данные статистики, студенты продолжают требовать улучшения качества образования. Немецкий еженедельник "Stern" посвятил вопросам высшей школы целый номер своего журнала.
С 1998 года в закон о высшей школе были внесены изменения, благодаря которым и стартовала реформа системы высшего образования Германии. Наряду с дифференцированием вузовских программ, дерегламентацией процесса преподавания, целью реформы стало стимулирование соревнования между вузами.
Крайне важными элементами реформы являются новые принципы финансирования вузов. Она исходит из статистических данных успеха оценки уровня научных исследований и преподавания. Т.е. зарплата профессора, чьи лекции не очень посещаемы студентами, может измениться не в лучшую сторону.
Тяжело отказываться от старых уютных привычек маститым немецким профессорам, примером тому служит письмо, опубликованное в "Frankfurter Allgemeinen Zeitung" и подписанное 3759 профессорами, выступающими против запланированной руководством страны служебной реформы высшего образования.
Немецкие вузы, представляя образцы европейского классического образования, отличались от известных англосаксонских системой оценки уровня научных исследований и преподавания. Попытки немецкого правительства сгладить эти границы и стало причиной столь бурного протеста на первых страницах "Frankfurter Allgemeinen Zeitung" . Введение новой системы оценки уровня научных исследований и преподавания является качественно новой системой оплаты труда преподавателя университета. Теперь зарплата профессора станет напрямую зависеть от посещаемости лекций, соотношение основных и дополнительных исследовательских нагрузок и качество получаемых студентами оценок. Само собой, это вызывает бурный протест со стороны консервативных немецких служителей науки.