12 августа 2004
Образование или туризм?
По сообщению компании IQ consultancy, количество студентов, выезжающих на учёбу только в Великобританию, ежегодно возрастает на 28%.
За 2003 год учиться за рубеж отправилось более 80 тысяч россиян. По сравнению с рынком туристических поездок это – капля в море. Однако годовой оборот этого рынка по оценкам экспертов составляет более 200 млн. евро. Поэтому конкуренция растёт, и каждая из сторон претендует на свою долю этого пирога.
Для потребителя это означает, конечно, возможность выбирать среди растущего числа агентств и их ценовых предложений.
Самая острая конкуренция – среди агентств, занимающихся так называемыми «языковыми программами».
Это объяснимо: такие поездки наиболее «просты в исполнении», да и языковые школы легче идут на контакт, нежели, например, школы частные. Особой популярностью пользуется Мальта – за счёт простоты въезда и дешевизны обучения (по сравнению с другими англоговорящими странами, разумеется).
В целом, предлагаемые языковые программы можно разделить на три группы:
Up-market – дорогие летние курсы в хорошо оборудованных языковых или частных школах. Как правило, такие школы тщательно соблюдают баланс национальностей, а потому здесь вы имеете наименьшие шансы на встречу с соотечественниками. Турфирмы с такими школами, как правило, не работают – слишком дорого, а, значит, трудно продать. Да и сами школы на сотрудничество с новыми и непроверенными партнёрами идут неохотно.
Middle-market – средний ценовой диапазон. Здесь можно найти все что угодно, от добротных английских учебных заведений до учёбы в «народных школах» Финляндии вместе в сотней других российских детей.
Low-market – относительно дешёвые программы. В этом сегменте нужно быть особенно осторожным: турагентства порой предлагают школы, не имеющие аккредитации в международных организациях, либо расселение и занятия в русскоязычных группах.
Предложений такого сорта великое множество – от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до «языковых программ в Крыму». Отправляя ребенка на такую программу, вы получите пристойный отдых, перелет, трансфер. Но большого эффекта от такого обучения ожидать не приходится. Как только ребёнок выходит из класса, он вновь принимается говорить по-русски, и всё, что ему преподали на уроке, тут же забывается.
Отдельную нишу занимают поездки на учёбу в школу или университет. Это, что называется, «штучный товар» – дорогой и сложный, потому что требует тщательного планирования в соответствии с тем, как видит своё будущее клиент, в какой институт собирается поступать, где работать. Однако турагентства штурмуют и эти виды обучения.
А вообще-то не всё ли равно клиенту, с кем общаться на подготовительном этапе? Какая разница, кто будет оформлять визу, подбирать учебное заведение, готовить документы? Существенно ли отличается туристическая поездка от поездки учебной?
Прежде всего, образование – это очень «наукоемкая» отрасль. Для того, чтобы с уверенностью ориентироваться в ней, агент должен разбираться в системах образования разных стран (которые существенно отличаются от российской), процедурах поступления в школы и университеты (которые опять-таки с российской не совпадают), правилах признания дипломов разных стран и школ. Primum Esse vadovų atranka
Мария (23 года, г. Москва), рассказывает: «Когда я уезжала в Англию, мало кто вообще знал, что такое английский университет и как в него поступают. Я окончила школу в России, а потом меня зачислили на программу Foundation. Сейчас, наверное, смешно звучит, но я была уверена, что буду поступать в Cambridge или Oxford. Я ничего не знала о том, что российский аттестат за рубежом не признаётся, не знала, что после Foundation в самые престижные университеты не берут. Потом пришлось помучиться, но в University of Edinburgh я всё-таки поступила. Помогли мои дипломы всероссийских олимпиад и хороший балл по IELTS. Ничего, конечно, но это не Christ Church College, о котором я мечтала».
Наверное, нам стоит прокомментировать эту ситуацию. Foundation – это учебная программа, которая позволяет компенсировать разницу между 11-летней российской и 12-летней английской системой образования. Успешно закончив её, студент автоматически поступает в один или несколько университетов. Однако наиболее престижные университеты результаты Foundation не принимают, а требуют окончания школы в Великобритании (A-level).
Собираясь учиться за рубежом, учтите, что процесс получения студенческой визы также отличается от туристической. Для образовательной поездки требуется более весомое обоснование, вам придётся собрать куда большее количество документов.
Лучшим примером является Испания. У российских туристов эта страна пользуется заслуженной популярностью, виза туда оформляется всего за 7–10 рабочих дней. А для того, чтобы отправить ребенка в испанскую школу, вам придётся запастись терпением: для этого нужно собрать 22 документа (страховка, справка о несудимости, опекунство, и прочее, и прочее). Срок оформления испанской студенческой визы — от 1 до 3 месяцев. Нечто подобное можно наблюдать и в других посольствах.
Все подробности о получаемой визе и условиях, связанных с ней, лучше знать заранее. В противном случае возникают очень неприятные казусы.
«В 10 классе я поехал в США на учебный год – говорит Николай (21 год). Жил в американской семье и учился в государственной школе. Всё было здорово, и я подал документы в несколько американских университетов. Но визы я не получил. В консульстве мне сказали, что по условиям этой программы я не имею права на учёбу в США в течение двух лет. При этом до отъезда ни меня, ни моих родителей никто об этом не предупредил».
«Такие случаи, к сожалению, нередки, – комментирует ситуацию Ирина Следьева, директор по маркетингу образовательного агентства IQ Consultancy. – Туристические компании и малоопытные образовательные агентства просто не знают, например, о том, что по такого рода программам студент не может получить аттестат о среднем образовании, не знают об особенностях визы J-I, которая в большинстве случаев не даёт права продолжать учёбу и получать государственные стипендии США. Мне пришлось столкнуться с пятью подобными случаями, и каждый раз ребёнка приходилось переводить учиться в другую страну».
В оптимальном случае менеджер, занимающийся вашим зачислением, должен и сам побывать в той стране, куда он вас направляет, и ориентироваться не только в её географическом положении, но и в традициях и неписаных правилах. Автору этих строк, например, однажды довелось услышать в одной из компаний: «Мы сотрудничаем с чудесной школой, совсем недалеко от Лондона – всего в 3 часах езды». Барышня, рассказывавшая о школе, явно не знала, что за 3 часа от Лондона можно добраться до Бристоля, а всю Великобританию при желании можно пересечь с юга на север за 6–8 часов.
Так что лучше подходить к выбору агентства, с которым вы будете работать, крайне осторожно.
Чем руководствоваться при выборе компании-партнёра?
Верный способ – позвонить в посольство (консульство) или официальную организацию вроде Британского Совета. (В конце концов, иностранные государственные организации, как правило, являются наименее заинтересованной и, как следствие, наиболее объективной стороной). Скорей всего, вам дадут список аккредитованных при посольстве компаний или порекомендуют какое-то конкретное агентство.
Можно узнать, имеет ли выбранная компания аккредитацию учебных заведений, с которыми она работает. Это – показатель, насколько школы и университеты ей доверяют.
Чем шире спектр услуг по сопровождению поездки, которые предоставляет агентство, тем меньше у вас шансов, что в какой-то момент вы или ваш ребенок останетесь без помощи и присмотра. Отслеживание рейтингов учебных заведений, умение подготовить к собеседованию в университете или школе, опекунские услуги – всё это свидетельства добросовестности компании, с которой вы будете работать.
Ну и опыт – «сын ошибок трудных» – компании и конкретного менеджера, отвечающего за вашу поездку, тоже является залогом благополучной отправки в учебное заведение.