29 октября 2017

Подробно про Америку и Work and Travel


work and travel, work and traveling, working travel, working traveling, work and travel usa, working travel usa, программа work and travel, программа working travel, work and travel usa 2021, work in travel agency

ShNikol


Техас 2017
Всем привет, меня зовут Николай, и вместе с моей девушкой Полиной мы провели лето в США по программе Work&Travel, агентство Global Vision.

Лечу в самолёте из Нью-Йорка во Франкфурт, это 6 с половиной часов, а уже к завтрашнему вечеру окажусь в Питере, поэтому попробую записать некоторые мысли про программу и про Америку в целом.

Начну с общих впечатлений: признаюсь, мне очень понравилось. Есть неоднозначные моменты, есть некоторые трудности, но в общем и целом поездка оказалась потрясающе интересной и захватывающей. Если бы у меня была возможность, поехал бы и на следующее лето так же. Попробую рассказать понемногу обо всём, что увидел и узнал за время путешествия.

Начнём с самой страны. Америка непохожа на другие страны, которые я видел раньше, и, как и всюду, здесь есть и плюсы, и минусы.

Первый, огромный и основной плюс этой страны – в её экономике. Приехав сюда, я понял, насколько важно, хорошая экономика в стране или не очень. По сути, экономика важна ровно настолько, насколько важны деньги. А деньги в современном мире – это очень много. Именно возможность хорошо зарабатывать, как я понимаю, привлекает в Америку столько людей, и даёт ей звание «страны возможностей». Для сравнения скажу, что цены в Америке оказались примерно в 1,5 – 2,5 раз больше, чем в России (это в среднем). Зарплаты же при всём при том гораздо выше. Если я пойду работать по специальности сразу после окончания шести лет магистратуры в Политехе, моя зарплата будет примерно в 3 раза меньше, чем я смог получать в Америке после трёхдневного обучения, без каких-либо других навыков или знаний. Если сравнить зарплаты людей с одинаковым уровнем образования – картинка будет ещё более впечатляющей. Отсюда вывод – в Америке всё доступнее. Всё, что можно купить за деньги – продукты, недвижимость, машины, образование, техника, медицина – всё доступнее, всё требует гораздо меньшего времени, чтобы на это заработать. Здесь же есть свои особенности: есть много товаров, которые производятся внутри страны, соответственно цены на них замечательные. Молоко в Техасе оказалось в 2 раза дешевле, чем в России, манго – в 10 раз дешевле. Также есть дешёвые машины и бензин, дешёвая техника (телефоны, компьютеры) и одежда. С другой стороны, очень дороги медицинские услуги, всякие гигиенические принадлежности и образование (примерно раз в 10 дороже, чем платное образование в России).

Вторая особенность – разнообразие. По сути, Америка как страна очень молодая, и она образовалась всего 300 лет назад, когда европейские колонисты обнаружили её, населённую неразвитыми индейцами и полную ценных ресурсов. И с тех пор, похоже, эти ресурсы так и не исчерпали себя, и поток тех, кто хочет переехать, чтобы зарабатывать больше, не пропал. Получается, какого-то коренного населения как такового там нет (разве что индейцы), но есть огромное разнообразие «американцев», переехавших рано или поздно в течение этих 300 лет. Здесь есть много европейцев, мексиканцев, африканцев, китайцев, русских, индусов – и все перемешаны и более или менее ассимилированы, все говорят на английском языке и называют себя одной американской нацией. Кстати говоря, очень многие американцы – большие патриоты. Повсюду на улицах можно увидеть американские флаги, на одежде, на полотенцах, в фильмах их тоже немало. Слово «Америка» встречается в названиях продуктов, магазинов, в телепередачах. С одной стороны, это хорошо, я хотел бы, чтобы в России было так же много патриотизма и любви к своей стране. С другой стороны, в своём историческом смысле, Америка – это такая сборная солянка из разных народов, выселивших коренное население индейцев в резервации.

Такое же разнообразие есть и в территориальном смысле. Как мы поняли за время путешествий, неслучайно Америка поделена на штаты – они очень разные. Даже соседние штаты подчас оказываются как разные страны, со своими традициями, своей природой, своими особенностями, своими законами. Поэтому Америка – это как большая страна из 50 маленьких стран. Поэтому среди американцев распространено путешествовать по самой стране – посмотреть правда есть на что.

Говоря о минусах – они также вытекают из истории возникновения страны. Если сравнить с европейскими странами, Америка не имеет такого богатого культурного наследия. Всё-таки возраст страны оставляет свой след – а в Америке его нет, и это чувствуется. Вместо старинного центра, сохранившегося из средних веков, в Америке стоят небоскрёбы, вместо национальной кухни (думаю, гамбургеры не в счёт) – повсюду мексиканские, китайские, латиноамериканские рестораны. В культурном смысле вся страна – это мешанина из кучи людей с разными менталитетами, разными национальностями, однажды оставивших свои родные страны и приехавших туда, чтобы подзаработать.

В итоге, страной с богатым культурно-историческим наследием Америку назвать точно нельзя. В этом смысле Россия смотрится гораздо величественнее. Но если выбирать страну, в которой комфортно жить, работать и строить карьеру в настоящее время – Америка выигрывает.

Напоследок, просто несколько не упомянутых деталей. У Америки нет обязательной воинской службы. Все войска состоят из наёмников, служащих по контракту за очень хорошие деньги и возможность получить гражданство – видимо, экономика может себе такое позволить. К служившим в армии относятся очень хорошо, вплоть до скидок в магазинах, социальных гарантиях и бесплатных завтраков в кафе. Американцы считают свою армию лучшей в мире. Возможно, не безосновательно, потому что за большие деньги можно купить большую военную силу, а денег в Америке предостаточно. Также самыми сильными армиями мира считаются Россия и Китай.

Школьная система похожа на нашу: есть школа до 11 или 12 классов, кажется, дальше университет по желанию. Но университеты, во-первых, все платные, а во-вторых, обычно называются «колледжами». Часто родители заранее откладывают деньги детям на обучение, начиная за несколько лет до поступления. С другой стороны, есть очень много различных стипендий, которыми можно покрыть стоимость обучения. Стипендии дают сами университеты, городские сообщества, государство, какие-то частные фирмы, даже религиозные общины.

Про религию – в Америке это также широко распространено. Точно знаю про католицизм, время от времени в ресторанчике видел семьи, которые перед едой молятся, взявшись за руки. В каждом, абсолютно в каждом номере отеля, даже в самых простых придорожных гостиницах в ящике лежит несколько экземпляров библии – по количеству гостей. У нас были друзья из какого-то религиозного молодёжного сообщества, которые делали вечеринки, и время от времени на вечеринках обсуждали Бога, делились своими религиозными переживаниями.

Про отношение к русским – на самом деле, очень редко, говоря, что я из России, я встречал неприязнь. Раз в две-три недели, наверное. В большинстве люди говорили «Ого, круто, так далеко!». И я даже чувствовал гордость, потому что, само собой, все знают, что такое Россия, и даже при напряжённой политической ситуации Россия считается достойным соперником (при современной ситуации в экономике и в армии это очень неплохо). Когда другие студенты говорили, например, «мы из Молдовы», «мы из Грузии», часто оказывалось, что американцы не знают, где это конкретно находится. Встречал я и людей, которые учат русский язык или просто знают какие-то слова на русском, которые бывали в Питере и в Москве, был даже американец, который бывал в Архангельске, когда работал моряком.

Про еду – действительно, в Америке все любят пончики и гамбургеры. Но вообще отношение к еде различается в зависимости от штата. Хотя всюду, больше или меньше, но все любят поесть. Порции в ресторанах действительно очень большие (мне это очень понравилось). Еда вкусная, но часто не полезная. Любимое действие с едой – жарить. Там есть жареная картошка, жареный зефир, даже жареное мороженое. Мы были в ресторанчике, где самым популярным блюдом были жареные креветки и жареные устрицы. Причём «жарить» (fry) означает именно в масле, как картошка фри в макдональдсе. Жарить на поверхности, как на сковородке – называется Grill (“делать на гриле”).

Очень отличаются в Америке города. Обычные города у нас – это древний, исторический центр, и современные кварталы вокруг. Например, в Питере весь центр не выше пяти-девяти этажей, а дальше, удаляясь от центра, можно встретить постройки начала 20 века, затем ещё дальше – «хрущёвки» второй половины XX в., и самые дальние кварталы – современные, по 20-25 этажей. В итоге, форма города напоминает линзу, вогнутую в землю – в центре невысокие здания, к краям – выше и выше. В Америке же всё наоборот. В каждом городе есть так называемый Downtown (даунтаун) – это центр, и скорее всего там есть небоскрёбы. Они огромные, и чем больше город – тем больше небоскрёбов в даунтауне. Даже небольшие города, бывает, имеют по 2-3 очень высоких здания в самом центре. А дальше от даунтауна в стороны часто расходятся кварталы с типичными американскими домами. Всё зависит от штата, но чаще всего, как я понял, американцы предпочитают жить в своих домах, а не в квартирах, поэтому со всех сторон даунтаун окружает бесчисленное количество низких домов. Получается, что от очень высокого центра постройка расходится в стороны, становясь 1-2-этажной. И из-за этой привычки города бывают действительно огромными. Впервые я это понял в Хьюстоне – это четвёртый по величине город в Америке, там живёт 2 млн. человек. Сравнить с Питером, где есть целых 12 миллионов людей – население в 6 раз меньше. Но по размерам и расстояниям Хьюстон оказался просто огромным – именно из-за привычки жить в частных домах (ну и соответственно возможности купить и содержать целый дом, которая видимо есть почти у каждого американца). Насколько я был поражён размерами Новгорода, приехав туда из Валдая – настолько же поразился, какой большой Питер, приехав туда из Новгорода. И вот я думал, что Питер и Москва – это города самого большого «уровня» по размерам. Но нет. Настолько же я удивился, приехав в Хьюстон после Питера. Мне кажется, если проехать от одной границы Хьюстона до другой – получится километров 100, не меньше. Это огромная территория. Причём там нет метро, и вообще общественный транспорт развит крайне слабо. Это связано с ещё одной особенностью: каждый американец обычно может позволить себе машину. Каждый, кого мы встретили, или имел свою машину, или ждал 16 лет, чтобы получить права и наконец-то начать ездить на своей машине, которая уже куплена и ждёт дома. Да и по-другому никак. Расстояния очень большие, и добираться куда-то без машины – просто нереально. На втором месте после собственной машины идёт способ «взять Uber» - интернет-такси (ну или просто такси), которое в больших городах очень развито.

К слову, очень-очень многое, что я видел в Америке, я уже видел в «Симпсонах». Только сейчас оценил, насколько правдиво там описана ситуация.

Теперь расскажу про работу в Америке. У нас было две работы: сначала мы были спасателями в аквапарке, затем – официантами в ресторане. И то, и другое было неплохо, но больше понравился ресторан.

В общем и целом условия работы были хорошие. Для учёта времени есть продуманная технология: на входе на территорию находится специальное здание – Dispatch (от слова «Отправить») – туда идут все в начале и в конце рабочего дня. Приходим, отмечаемся на устройстве, которое считывает отпечаток пальца – наше рабочее время пошло. Уходим – снова отмечаемся, время остановилось. В итоге рабочие часы подсчитываются с точностью до 0.01 часа, и оплачивается именно это фактически отработанное время. Поэтому задержаться на работе для нас не было большой проблемой – мы знали, что каждые 36 секунд наше рабочее врем увеличивается. Отработанное время можно было проверить на специальном сайте, очень удобно.

Сама оплата – один раз в две недели по пятницам – выдаётся в виде «Пэйчека» (Paycheck). Это такая бумажка, где написано, сколько мы работали часов, какая у нас часовая ставка, сколько получилось денег, сколько вычли налогов и сколько в итоге осталось – наша зарплата. Эту бумажку можно отнести в банк или сдать прямо в банкомат – и деньги через какое-то время (от 1 дня до 2 недель!) зачисляются на карточку. (Хотя можно было подать специальный документ – и зарплата начислялась бы на карточку сразу.) Именно с этой системой у нас возникла проблема, расскажу о ней подробнее, когда буду рассказывать про путешествия.

В каждом штате установлен законом минимальный размер оплаты труда в час – примерно от 5 до 15 долларов в час. В Техасе – это 7,25$, в Калифорнии 13$, а есть несколько штатов (кажется, около 5-10 из 50), где минимального размера оплаты нет. Причём, кстати говоря, эти цифры – ещё до оплаты налогов. Например, если зарплата 8$ в час – на самом деле получается примерно 7. А для работ, где официально предусмотрены чаевые, минимальная оплата другая – примерно в 2 раза меньше. Но и так хорошо.

Кстати говоря, та же система в магазинах: налоги не указаны на ценниках. То есть, например, я выбираю шоколадку за 1$, приношу её на кассу – и плачу уже 1,10 $ – из-за налогов. Хотя, опять же, всё зависит от штата. Например, в Техасе по закону нет налогов на основные продукты (почти все). Из продуктов облагались налогом только какие-то очень сладкие вещи – торты, кажется, и конфеты.

Нашим первым местом работы был аквапарк «Шлиттербан». Мы были спасателями, поэтому нашей задачей было следить за всеми бассейнами, речками, горками, и предотвращать несчастные случаи. Аквапарк был огромный – по площади как Дворцовая площадь в Петербурге, наверное. Он был поделён на 3 секции, и каждый рабочий день проходил в одной из них. Причём только 1 секция была под крышей-навесом, а остальные две были открыты. Поэтому мы постоянно грелись на солнышке (и вообще 1 секцию не любили, там в основном работали колумбийцы и американцы, а мы попадали только тогда, когда приходили на работу слишком поздно и не успевали записаться во 2 или 3 секцию). Большое отличие от наших аквапарков было в том, что кроме воды и горок там ещё было множество самых разных магазинчиков с едой – несколько станций гриля, фаст-фуда, пиццы, мороженого и всякой вредной популярной пищи (по огромным ценам) и содовой (содовой там называется любой вид газированных напитков – кола, спрайт, пепси и всётакое). А для нас была отдельная обеденная столовая, правда, с очень небольшим ассортиментом такой же не полезной пищи: картошка, гамбургер, чизбургер и один вид салата, кажется.

Сначала мы 3 дня проходили обучение: как оказывать первую помощь, как вытаскивать человека из воды, что делать в разных экстренных ситуациях. В конце прошли сначала теоретический тест, затем экзамен по спасению из воды на практике – и стали сертифицированными спасателями (у нас даже есть какие-то сертификаты на год от американской компании, можно работать в Питерленде).

А дальше начались рабочие будни. День проходил так: мы приходим, идём в Диспатч – рабочее время началось. До начала работы аквапарка ещё был час, мы собирались в главном центральном зале (он назывался «Замок», потому что над ним построен мини-замок из настоящего камня), там гости переодеваются и оставляют вещи. Там мы распределялись по секциям (традиционно – большая очередь в секцию 3, кто не успел – идёт в секцию 2, и если совсем не успел – идём в первую). У нас было утреннее собрание, где обычно говорили одно и то же: «Будьте бдительны, пейте много воды, если нужна помощь – свистите 2 длинных раза в свисток, если кто-то тонет – 3 длинных раза». И дальше все расходятся по секциям, намазываются солнцезащитным кремом, берут спасательные тюбы (такие синие крупные палки из плотного паралона), надевают обязательные солнцезащитные очки. Наверное, здесь происходит самое весёлое за день – тестрайд (testride) – тестовые заезды. На каждую горку записываются по несколько человек (1-4), чтобы её протестировать, то есть прокатиться. Таким образом мы и покатались на всех горках, на которых хотели (а мне ещё пришлось разок съехать с горки, с которой я не хотел съезжать – Cliffhanger, высоченный прямой спуск, наверное высотой с пятиэтажку, прикреплю картинку с ней). Там же была, как написано повсюду в описаниях аквапарка, самая высокая горка в мире («Массив»), нам она очень нравилась. Она была не такая страшная, потому что спуск не резкий и на ватрушках, зато съезжать с неё около минуты, там много поворотов, падений, подъёмов. Половина американцев останавливались чтобы передохнуть, когда забирались по лестнице на эту горку. И ещё одними из любимых для нас были горки с большими ватрушками – в такие ватрушки можно было взять от 2 до 4 человек, все садятся в круг и едут вниз (а мы разок катались и вшестером, и из-за большой инерции это было действительно страшно – казалось, что ватрушка чуть не вылетает за борт горки).

Ну а дальше, с 9:45 утра, мы идём на наши станции: по всем секциям, возле каждого участка воды, детского бассейна, реки – были распределены около 70 позиций для спасателей. Каждый идёт на свою станцию и в основном начинает «сканировать воду» - медленно мотать головой туда-сюда, чтобы постоянно видеть, что происходит вокруг. Не представляю, сколько часов в сумме я сканировал воду, но это было очень много. До августа наш рабочий день заканчивался около 9 вечера (а бывало и позднее). Но были и весёлые позиции – на верхушках горок, где нужно просто спускать по очереди людей, и самое классное – в «горной реке» в третьей секции. Дело в том, что там нужно стоять в воде и пропускать людей, плывущих на ватрушках, в узкий канал. За счёт сужения канала течение резко возрастает, и там ещё раскиданы камни – получается горная река с порогами. В это сужение нужно было направлять людей на ватрушках, одного за другим, и кто-то падал с ватрушки, тогда за ним нужно было плыть, хватать и усаживать обратно. Это было весело, потому что в горной реке было правда сильное течение, а мы ведь плавали без ватрушек, только со своими тюбами, и все пороги засасывали нас под воду.

В общем, мы стоим каждый на своей позиции, и есть «экстра» - спасатели без позиций. Они пополняют наши запасы воды, убирают мусор или просто ничего не делают (чаще всего). И регулярно супервайзер (начальник, их по 2-3 человека на секцию) пускает ротацию (смену). Для этого были деревянные палочки (обычно – штуки 3 на каждую секцию) с указанием какой-то удобной последовательности станций (например, «Конвеер – Горная река 1 – Горная река 2 – Горная река 3 – Детский бассейн»). И один из экстра-спасателей берёт эту палочку и идёт на станцию «Конвеер». Он отдаёт палочку тому, кто там был, и спасатель конвеера идёт в «горную реку 1». Из реки 1 – в реку 2, и так далее. Спасатель с последней позиции на палочке освобождается и становится новым «экстра», его могут отпустить на обед (полчаса).

Вот примерно так и проходит весь день: идём на какую-то станцию – сканируем воду – проходит где-то минут 45 или час – сменяемся, переходим на другую, снова сканируем воду – переходим на третью, и так до последней станции на палочке. Последняя станция пройдена – перерыв, можно или пойти на обед, если уже есть часов 12, или просто перерыв минут 10, можно перекусить, и идём на первую станцию очередной палочки.

Изменения в режиме бывали в двух случаях: во-первых, в грозу. Так как аквапарк открытый, молнии, как я понял, очень опасны, так как вся вода соединена в одну систему. Поэтому, как только кто-то замечал молнию неподалёку, абсолютно все гости выходили из воды на полчаса. Если полчаса прошли без молний – все заходят обратно в воду, если снова молния – отсчёт начинается сначала. Ну а мы в это время просто сидим на берегу или остаёмся на своих позициях, но отдыхаем. Хотя там было не как в Питере – любая налетевшая туча с дождём и грозой (даже очень-очень сильной) улетала максимум через час, и снова начиналось солнце.

Во-вторых, всё менялось к концу сезона. Вода понемногу становилась холоднее. А в середине августа большинство американских школьников, работавших спасателями, разъехались по школам, и со временем смен начались проблемы. Вместо обычных получасовых стояний на позициях (а у хороших супервайзеров смены бывали и каждые 20, и даже каждые 15 минут) начались смены по часу, полчаса, даже иногда 2 и 3 часа. Всё зависело от супервайзера и – самое главное – от того, сколько людей придёт на работу. Из иностранных студентов тоже некоторые разбежались: кто-то получил вторую работу, кто-то поехал искать счастья в Хьюстоне как в более крупном городе, кто-то просто решил ставить себе поменьше смен. Поэтому в последние наши 4 недели работы была объявлена специальная программа: для всех, кто за 4 недели не пропускает ни одной смены и ни разу не опаздывает, за каждый час, отработанный за всё лето, получает дополнительный 1$. Это было сложно, но мы с Полей получили по бонусу в итоге, он пришёл на карточки уже когда мы были в России.

Особенно сложно было просыпаться на In-service – это такие специальные смены с 7 до 9 утра перед основной работой, которые бывали раз в две недели, и в которые мы повторяли всё, что было на обучении – первая помощь, сканирование и т.д.

Хотя однажды была такая интересная неделя – называлась «неделя поощрения работников» - когда каждый день для работников что-то устраивали. Например, в один день был бесплатный обед для каждого, один – бесплатное мороженое. Один день был утроен такой аттракцион – на входе можно было утопить менеджера. Возле входа в аквапарк установили специальную камеру, в которой внизу был резервуар с водой, а сверху – сиденье. Все менеджеры (их на весь аквапарк где-то 4-5 человек) приходили к этой штуке и садились на сиденье. А сбоку от этого сооружения была мишень, и к этому всему прилагался комплект бейсбольных мячей. Цель: бросить бейсбольный мяч в мишень и попасть. От попадания в мишень срабатывает специальный механизм – и сиденье проваливается вниз, а тот менеджер, который на нём сидел, падает в резервуар с водой. Это было очень забавно и сопровождалось объявлениями в местах скопления работников: «А вы уже утопили менеджера?». Причём попытки были неограниченны. Так вот, на этой же неделе, когда мы пришли на In-service в 7 утра, вместо повторения и учёбы нам дали покататься на досках для сёрфинга. В аквапарке устроена специальная зона, где по очень гладкой поверхности пускают волну – и это служит тренировочной площадкой для тех, кто занимается сёрфингом. И мне, и Поле удалось там покататься, это было очень классно! Сначала нужно взять доску и лечь на живот на неё, если равновесие на волне держится – можно попробовать встать на колени, если всё в порядке – можно попробовать встать на ноги. Но всё это требует очень хорошего чувства равновесия, потому что любое неправильное колебание в сторону – и волна бьёт в один борт доски сильнее, чем в другой, доска начинает крутиться – и в итоге вылетает за пределы зоны. Веселье!

Кстати говоря, про расписание: всё было тоже очень удобно. Расписание было в интернете на специальном сайте, причём все свои смены можно было отдавать, брать чужие, меняться с кем-то и так далее.

В общем, плюсы в аквапарке были такие: можно было работать действительно долго (по крайней мере, до августа, потом стало холоднее и всю работу сократили), всё время мы были в воде и на солнце, и иногда бывали интересные

события (также два раза устраивали вечеринки для работников – с кучей пиццы, песнями и танцами, бассейном и лотереей призов (там был даже айфон, квадрокоптер, телевизор)). Но большой минус, конечно, был в монотонности работы: в основном, поговорить не с кем, и нужно 12 часов в сутки занимать свои мысли хоть чем-нибудь и ждать, когда же время наконец-то пройдёт. Я делал всё что мог (у каждого были свои способы): считал что-нибудь в уме, сопоставлял числа с днями недели на все летние месяцы, продумывал, чем заняться в поездке, что сделать, придумывал сюжеты для фильмов. Но, в итоге, были и интересные моменты. В общем и целом – неплохо.

Но дальше мы нашли вторую работу в ресторане морепродуктов – и вот там было гораздо круче. В основном вся система та же – пейчеки, регистрация времени, но: смены были по 5-6 часов, и на самом деле редко давали двойную смену в 10 часов. И по сравнению с аквапарком время летело ну очень быстро, потому что как минимум каждый второй из посетителей хотел с нами поболтать, узнать, откуда мы, как оказались в Америке, что планируем тут делать, как у нас живётся и всё в таком духе. Поболтал там – отнёс еду тем – поболтал с ними – отнёс напитки другим – так все пять часов обычно проходили правда быстро. Единственное, что после шторма где-то неделю все приходили в себя и гостей почти не было. Ещё большой плюс был в том, что в течение каждой смены можно было заказать себе одно блюдо из меню: так мы попробовали креветок, устриц, сома, крабов, всякие необычные блюда (феттучини – это паста с креветками, гамбо – как солянка, только с курицей, креветками и колбасой, муфалетта – это просто огромный гамбургер, где вместо мяса – колбаса, сыр, оливки и какие-то ещё особые ингридиенты). Официальная зарплата была раза в два меньше, чем в аквапарке, но за счёт чаевых оказывалась в 1,5 – 2 раза больше, поэтому мы были рады. А ещё к концу месяца меня поставили за кассу, и теперь я умею пользоваться кассовым аппаратом и прибором, который пробивает деньги с кредитной карточки.

Кстати говоря, про чаевые – в Америке это развито настолько, что чаевые, во-первых, дают практически 2 из 3 посетителей (если не 3 из 4), а во-вторых, например, прямо на кассовом чеке есть место, где написано: «Чаевые:__________», и гости могут вписать сумму чаевых. После их ухода кассир берёт этот чек, и с помощью кассового аппарата проводит ещё одно снятие денег с той же карточки, с которой платил гость, и получает эти чаевые. Мне показалось интересным, что снять таким образом деньги с карточки можно и без гостя, и без самой карточки, и без каких-либо пин-кодов. Но про кредитные карточки чуть дальше, в рассказе про путешествие.

Сам ресторанчик нам тоже понравился – он был небольшой, уютный, семейный. Не самого высокого класса, но готовили вкусно. Хотя, опять же, не полезно – как и в большинстве мест по крайней мере в Техасе. Но, видимо, это соответствует спросу населения: здоровые варёные креветки не брал почти никто, а зато жареные, как картошка фри, креветки были самым популярным пунктом меню. Но у них вкус – почти как у картошки фри! В общем, мы не совсем оценили, и от жареных блюд в итоге держались подальше.

Напоследок, забыл рассказать про организацию улиц: почти во всех городах всё организовано по необычным, но удобным правилам. Улицы в основном строятся строго параллельно и перпендикулярно друг другу, образуя сеть квадратных кварталов. Большой город – огромная сеть квадратов. Улицы в одном направлении (например, у нас – в ширину острова) обозначаются цифрами: 1ая улица, 2ая улица, 3я улица и так далее. В Гальвестоне их было больше 100, мы жили на 63ей, аквапарк был на 81ой, а ресторанчик – на 12ой. Улицы в другом направлении (например, в длину острова) обозначаются как-нибудь по-другому. Например, у нас они назывались «авеню» и обозначались по алфавиту: самая северная – авеню А, следующая на юг – авеню B, следующая – авеню C и так далее. Иногда бывали интересные названия, например, «авеню N 1/2”, это означает между авеню N и следующей авеню O.

Вот примерно так и прошла наша работа: до конца июля – в аквапарке, а с августа досередины сентября – напополам в аквапарке и в ресторанчике. На самом деле, с ресторанчиком нам очень повезло, потому что мы обошли очень много мест, и так как сезон туристов заканчивался, а в Гальвестоне это очень важно, нам почти всюду говорили, что работники уже не нужны, и все остальные, наоборот, скоро уже будут разъезжаться. Но мы нашли силы дойти почти до самого конца острова – и нашли то место, куда нас в итоге взяли.

В итоге, самой интересной частью программы, конечно же были путешествия. Наша цель была посмотреть все классные города и места, которые только можно успеть, поэтому первое путешествие мы решили устроить в середине июля.

План был такой: взять машину в прокат – и поехать по побережью от Хьюстона на север, через Луизиану (с крокодилами и магией вуду), Миссисипи (где есть одноимённая река, по которой сплавлялся Том Сойер), Алабаму (где жил Форрест Гамп) и в итоге оказаться во Флориде. И в первый раз, к сожалению, всё пошло не так, как мы планировали. Первую попытку получить машину и поехать я совершил 13 июля, прямо перед Полиным Днём рождения (хотел сделать сюрприз). Я добрался со знакомым парнем из Гальвестона в аэропорт Хьюстона (до туда было километров 100), заранее забронировал машину. Вообще возле любого аэропорта в Америке есть много разных сетевых компаний с арендой машин – и многие прилетают на самолёте, тут же от аэропорта есть специальные автобусы-шаттлы до каждой из этих компаний – и можно без проблем добраться и в течение получаса после прилёта получить машину в аренду. Вот и я приехал в аэропорт, пошёл в такую компанию – и тут-то меня подстерегала опасность: оказалось, что в подавляющем большинстве компаний нельзя арендовать машину, не имея кредитной карточки. Именно кредитной, то есть такой, с которой можно покупать больше, чем на ней есть денег, с какими-то процентами. Причины наверное ясны – если я разбиваю машину, с моей карточки списывается необходимая сумма (даже если денег на ней недостаточно) – и дальше это моя проблема. Но кто об этом знает в России? Причём нигде, кроме самой фирмы, это не было написано – ни слова даже на сайте бронирования. Причина в том, что практически у всех в Америке есть кредитная карточка. Как-то так заведено. На кредиты по ней есть очень выгодные условия, и многие буквально живут в кредит: покупают всё с кредитки, туда же закидывают пейчек – и без разницы, успели прийти деньги или ещё нет, покупать можно всё что хочется, главное чтобы баланс в итоге был не сильно ниже нуля. Ну а так как кредитки у меня не было, я походил по другим компаниям – там всё было так же – и понял, что нужно возвращаться ни с чем. Причём никакого общественного транспорта там не было, мой знакомый, видимо, приехал домой и уже лёг спать – и добраться было большой проблемой. Хорошо, что Поля спала и не подозревала, что я иду по дороге из аэропорта Хьюстона к федеральной трассе, чтобы найти, на чём бы уехать обратно. В итоге, после продолжительных скитаний, попыток заказать Убер (то самое единственное недорогое такси – остальные просили порядка 170$ - то есть около 10 000 руб. за мою поездку), я добрался до круглосуточного банковского отделения. Голосовать проезжающим машинам я уже пробовал – никто не подбирал, и мне стало действительно обидно; телефон почти сел, а убер почему-то отказался принимать в качестве оплаты любую из моих карточек – а наличными в Техасе расплачиваться за Убер почему-то нельзя. Но в итоге мне удалось договориться с работницей банка, которая заказала убер со своей карточки, и я отдал ей деньги наличными (при чём до этого мне завели карточку в том банке – но она снова не сработала, да и вообще всё было как-то против меня). В итоге в 5:30 утра я оказался дома, усталый и голодный. Так начинался День рождения Поли!

Но неприятности продолжились на следующий день. Наш план был такой: получить пейчек – мы его получили; положить в банк и ехать. В банке нас заверили, что деньги с пейчека поступят на карту на следующие сутки. Поэтому, чтобы не терять время, мы решили 14 июля добраться до Хьюстона, там переночевать, а наутро на полученные деньги снять машину и ехать дальше.

До Хьюстона мы добрались интересным способом: сидя в открытом кузове пикапа с не очень высокими бортами, мы ехали по трассе со скоростью, наверное, под 150 км/ч. Волосы развевались по ветру, и было очень необычно (причём нас в кузове было 4 человека, с нами ехали ещё двое русских ребят, которые планировали найти работу в Хьюстоне и остаться там). Вообще Техас оказался единственным штатом, где такие катания в открытом кузове разрешены.

А на следующее утро, проснувшись, мы узнали, что деньги с нашего пейчека не пришли на карточку, а оказались заморожены на 10 дней. Причина была, кажется, в том, что это был только наш второй пейчек, и в целях безопасности (а вдруг мы его похитили) все средства заморозили. В итоге – нам не оставалось ничего другого, кроме как вернуться домой и на следующий день отправиться на работу. Без пейчека достаточных денег на путешествие не было. Оглядываясь назад, я понимаю, что в этом случае кредитная карточка могла бы сильно помочь, но, как мы научили говорить нашего американского менеджера в ресторане, «чтё било тё било».

Но всё-таки, когда наступил понедельник (а мы уехали в Хьюстон в субботу, отделения банка были закрыты), мы разблокировали деньги, сходив в отделение Банка Америки, и через ещё несколько дней взяли машину напрокат и поехали во Флориду.

Дорога была долгая, но интересная: даже переехав в соседний штат, мы сразу заметили, как он отличается от Техаса, это была Луизиана, нас окружили леса (а не степи и пальмы), а ночью сгустился такой туман, какого я никогда не видел. Но мы очень сильно торопились, потому что хотели успеть в Юнивёрсал Студио Парк в Орладно – это парк развлечений, как Диснейлэнд, только от компании Юнивёрсал. И там много тематических аттракционов по их фильмам: по Гарри Поттеру, по Марвел, по Кинг-Конгу и Парку Юрского периода. В общем, мы старались не задерживаться по дороге, часа три поспали в машине ночью – и к утру добрались до места назначения, преодолев 1600 км. Трассы, надо сказать, были идеальными – но такими огромными, я на таких никогда раньше не водил (справедливости ради, замечу, что я вообще почти никогда не водил, кроме Валдайских дорожек во время обучения на права). От 5 до 10 полос в одну сторону – столько же в другую – и все гонят с разной скоростью, и это хорошо, потому что расстояния пролетают достаточно быстро. Всё же за сутки в пути мы устали, но зато прибыли в парк почти вовремя, и весь следующий день катались на разных аттракционах, горках, с 3D-фильмами внутри и без них, в общем развлекались как могли.

Это было здорово, и в итоге мы ушли часов в 11 вечера, переночевали в Орландо, а на утро сели в машину и за пол-дня добрались до финальной точки нашего путешествия – до Майами. И это оказался, наверное, второй по крутизне город из всех, которые мы видели. Вообще Майами – очень знаменитый курорт, все американцы знают, что там самая чистая вода, белый песок и вообще самый лучший пляж. А ещё, совсем рядом, стоят красивые небоскрёбы, классные отели, и по всему пляжу тянется Оушен-драйв – улица, набитая клубами, ресторанами, всякими развлечениями. Наверное, это как Сочи в России, если проводить аналогии. В Майами нам ну очень повезло с жильём – мы жили в домике с самым огромным телевизором, который я видел, с джакузи с горяченной водой во дворе и с очень красивой и ухоженной территорией. Приехав, мы немного отдохнули и пошли гулять – и в итоге прошли по всей оушен-драйв, решили на следующий день отправиться сразу на пляж. Вообще погода там была супер – было жарко, но не душно и влажно, как в Техасе, а сухо, не тяжело. Следующие два дня мы провели в Майами, и всё было шикарно: пляж оказался правда очень чистым, красивым, вода была восхитительно голубой (хотя, во-первых, никто не заплывал слишком далеко – там есть акулы, а во вторых – мы так накупались на работе, что не проводили на пляже весь день). И снова были огромные расстояния повсюду – мы жили в Майами, пляж был в Майами, но от нашего дома до пляжа нужно было гнать по шоссе на машине минут 30 с не самой маленькой скоростью. Толстых людей в Майами я так и не встретил (а в Техасе их было предостаточно), наоборот, мы видели многих, кто занимается спортом на природе, кушали в очень здоровом ресторане (в составе блюда был лосось на гриле, но никакого масла, булгур, хумус, оливки, помидоры черри, зелень – было очень вкусно), катались на кораблике с водной экскурсией по домам знаменитостей. Там на островах, оказалось, живут Уилл Смит, Шакира, какие-то другие популярные персоны.

А через несколько дней мы поехали обратно, по тому же пути, заехав только в Новый Орлеан – столицу Луизианы. Там нас привлёк Французский квартал, но оказалось, что главное в городе – это джаз, негры (самый большой процент населения), чучела из крокодилов, крокодилье мясо, лапы крокодилов на палочке (чтобы удобно было чесать спину) и магия вуду (очень страшное религионзое течение). Как раз про Новый Орлеан я, кажется, успел рассказать летом. В итоге, где-то через неделю мы вернулись домой и продолжили работу, ожидая следующего путешествия, уже в сентябре. Ну и я подтвердил своё подозрение о том, что в Америке просто невозможно путешествовать без машины. Машины есть у всех, общественного транспорта нет (например, в Хьюстоне, который по площади, я уверен, больше даже Москвы, нет никакого метро) – и по-другому никак. И скорости движения там, конечно, другие – мне, например, время от времени мешало, что на нашей второй машине стоял какой-то автоматический ограничитель, не позволявший ехать больше 180 км/ч – и самые быстрые потоки машин нас обгоняли! Это нормальные скорости для федеральных трасс там. Кстати говоря, ПДД там похожи на наши и интуитивно понятны, единственное важное различие – там можно поворачивать направо на красный свет из крайнего правого ряда. Очень удобная штука.

В итоге настал сентябрь, мы закончили свою работу и полетели на самолёте в Лос-Анджелес, штат Калифорния. В итоге именно Лос-Анджелес оказался самым классным городом, который мы видели, и я бы поставил его на первое место. Дело в чём: он снова был очень большой, и так получается, что большие города в Америке разрастаются и постепенно захватывают города вокруг, поглощая их. Так получаются районы города, или как бы города внутри другого города. Например, Голливуд был отдельным городом, но теперь это район Лос-Анджелеса. И именно Голливуд там, конечно, делает всю атмосферу: каждый второй житель ЛА каким-то образом связан с кино, работает в медийной сфере или пытается туда попасть. Официантки ходят на кинопробы в свободное время, в ресторанах обсуждают новые кинопроекты, повсюду разбросаны лучшие в Америке университеты кино, а водители грузовиков пишут сценарии (например, как Квентин Тарантино). В ЛА мы провели 4 дня из запланированных трёх, и даже этого казалось мало – очень грустно было уезжать. Кроме Голливуда с его кинотеатрами, Аллеей звёзд, Беверли-хиллз (огромный холмистый район извилистых улочек, которые идут вверх и вниз, поднимаются на горы, населённый знаменитостями всяких разных видов (например, Лизуша, там живёт Крис Эванс, капитан Америка)) и всякими другими достопримечательностями, мы побывали также в Санта-Монике – это современный район с пляжем (но океан здесь очень холодный – Тихий) и кучей модных магазинов (Поле очень там понравилось). Ещё мы побывали в даунтауне – это снова район небоскрёбов, там тоже есть очень красивые необычные здания и в чайнатауне – это «китайский квартал», который также есть в каждом крупном городе Америки (а я подозреваю, что и мира, китайцы распространяются не только там). Что сказать – это было удивительно. Просто представьте картину – я оставляю Полю в Санта-Монике, чтобы она погуляла по магазинам, а сам еду по шоссе на нашей машине в Голливуд на экскурсию в университет кино, там мне показывают зал, где Джон Уильямс в 1983 году записывал музыку к «Возвращению джедая». Там же рассказывают, что многие выпускники – музыканты, актёры – вчера получили награды MTV и устроили тусовку в даунтауне – и мы вспоминаем, что проходили мимо этой самой тусовки, где прямо между домами была построена зелёная изгородь из каких-то листьев, вокруг стояла охрана, а внутри были видны какие-то люди в костюмах и платьях и официанты с подносами шампанского. И там же говорят: «а вы не задержитесь в ЛА до субботы?» и приглашают на встречу с голливудскими режиссёрами, которые будут рассказывать про свои проекты за бесплатным ужином и общаться со студентами… Эх. В общем, сейчас я допишу этот текст, посмотрю на постоянно серое небо, выйду в холодную улицу, сяду в скрежещущий трамвай номер 100 и поеду на окраину города учить детей.

Покинув Лос-Анджелес, мы отправились в Сан-Франциско – город, где снимали «Скалу», помните такой боевик 1996 года с Шоном Коннери и Николасом Кейджем? Его часто показывали в мой День рождения. Сан-Франциско, наверное, занял третью строчку в моём топе самых классных городов, и, хоть мы проехали не так много – всего 700 км – он сильно отличался от Лос-Анджелеса. Это тоже была Калифорния, но там было холоднее (наверное, из-за открытого положения на полуострове на побережье океана), и все дома выглядели очень богатыми и разнообразными. Причём не только в центре, но и повсюду – такой город красивых чистых домов. Также из достопримечательностей там был Алькатрас – старая тюрьма в бухте (из «Скалы»), куда теперь водят экскурсии, пирсы с рыбаками, аттракционами и традиционной крабовой похлёбкой внутри круглой буханки хлеба (то есть хлеб прямо служит тарелкой, и в конце можно его съесть целиком). А ещё там были старые городские трамвайчики, очень холмистая местность (некоторые улицы идут просто под невероятным наклоном), самая изогнутая улица в мире – Ломбард-стрит, и пирс номер 39, на котором по традиции живёт множество морских котиков. Они очень смешные, сталкивают друг друга в воду и привлекают много туристов. В общем, чтобы увидеть достопримечательности и почувствовать атмосферу Сан-Франциско – смотрите «Скалу» (а для Лос-Анджелеса – «Ла Ла Лэнд»).

Но между ЛА и СФ мы ещё заезжали в национальный парк «Секвойя». Вообще, как оказалось, в Америке множество национальных парков, и каждый необычный кусочек оставшейся природы делают национальным парком, ухаживают за ним и обустраивают. Въезд в парк был платным, там не было никаких шоссе, только дорога по 1 полосе в каждую сторону. И там был действительно красивейший лес в горах, со старинными секвойями – это такие хвойные деревья с очень толстыми стволами (но пропорционально не такие высокие, как могло бы показаться). Там мы видели самый старый живой организм на планете – «Генерала Шермана», так называют большую старинную секвойю. Повсюду в парке обустроены кемпинги, места для стоянок, тропы для туристов, которые хотят отдохнуть от машины и отправиться пешком в какое-то приключение. Также повсюду висят предупреждения о медведях и горных львах – так как животных строго охраняют, для них там раздолье: как только мы вышли из машины и отошли от дороги, нас окружило множество белок, совсем не боявшихся людей (а в другом парке – оленей).

Ну а после Сан-Франциско мы отправились в Лас-Вегас. Наверняка многие о нём слышали. Это был уже другой штат Невада. По дороге мы проехали какой-то заповедный лес, через который пересекали горный хребет – и не поверите, но мы оказались в настоящем снегу. Наверное, там было настолько высоко, что мы проезжали по снежному лесу. Хотя, в отличие от зимы, там были и свежая зелёная листва под снегом – очень красиво и необычно. Там же в горах мы остановились в очень милой, маленькой деревушке, кажется, она называлась Бриджпорт, и попили там кофе с выпечкой. Почему-то эта деревушка очень запомнилась мне: там была такая особая атмосфера деревенской жизни, но не нашей, а какой-то другой, очень свежий воздух и снежные горные хребты неподалёку. Очень красиво. А оттуда, из снежных лесов, мы спустились в долину и через 5 часов оказались в самой жаркой точке Земли – в Долине смерти. Это тоже национальный парк, но там были каменные каньоны, высохшие солевые озёра и горы, но всё так же хорошо обустроено, с небольшими кемпингами, местами для стоянок, пикников, маленькими гостиницами. Там мы пробыли до вечера, и к самой ночи добрались до Лас-Вегаса.

Ну а Лас-Вегас оказался вообще необычным: это такой большой город посреди пустыни, который весь полностью сделан для развлечений. Он, кажется, состоит из одних отелей, казино и магазинов, а также тех людей, которые там работают. Среди американцев популярна идея «махнуть в Вегас», то есть приехать, погулять там, потратить кучу денег и уехать обратно. В общем-то, именно этим там все и занимаются. Самое потрясающее там – шикарнейшие отели. Есть отель «Париж» со своей копией Эйфелевой башни перед ним, есть «Экскалибур», построенный в виде просто огромного замка (а в нём – настоящие жилые комнаты), есть «Венеция», отель, вокруг которого организован канал, по которому на лодочках катают людей, есть «Нью-Йорк», перед которым стоит копия статуи Свободы, Бруклинский мост, и построены как будто бы небоскрёбы в Нью-Йоркском стиле – а на самом деле это просто оформление отеля; есть «Луксор» с копией Египетской пирамиды, из которой в небо светит прожектор, видный за несколько десятков километров за пределами города. Интересно, что всё это находится на одной огромной главной улице, причём пешеходные переходы устроены так, что весь поток туристов и пешеходов, проходя по тротуару дороги, автоматически проходит по первым этажам большинства отелей, в которых, практически всюду, организовано казино. То есть мы идём – заходим в какой-то шикарный отель – проходим через игорную зону, где стоят игровые автоматы, рулетка, играют в покер – выходим – дальше заходим в следующий. Даже если не собираемся играть. Собственно, на эту индустрию работает весь город: казино полны людей, особенно по ночам, повсюду дискотеки, шикарные машины (некоторые можно выиграть в казино в качестве джек-пота), торговые центры. Но, к сожалению, все основные развлечения там строго с 21 года, а Поле пока что только 20, поэтому поиграть в казино нам не удалось, но всё равно было интересно. И пары дней, собственно, хватило, чтобы понять, что происходит, и улететь на самолёте в Нью-Йорк, вернув в аэропорту Лас-Вегаса машину после долгой 10-дневной аренды.

Но перед этим мы успели съездить в Гранд-Каньон и пофотографироваться – зрелище было конечно потрясающее. Я даже позавидовал тем организованным группам, которые находят время организовать настоящее путешествие, не по дорогам на машине, а по тропам, пересекая большие живописные территории за несколько дней или даже недель. Такие туристические группы тоже хорошо развиты в Америке, это называется движением скаутов.

В итоге, Нью-Йорк стал последним городом, где мы побывали. Пожалуй, я бы поставил его на 4 место в топе классных городов. Не потому что он не очень интересный, просто он более деловой и рабочий: вообще он снова скушал много городов поблизости (по сути даже залез в другой штат) и стал самым большим городским формированием в мире по количеству живущих здесь людей. Даунтаун здесь оказался просто огромным – это не 15 небоскрёбов Лос-Анджелеса, и не 10 небоскрёбов в Сан-Франциско – и х там штук 100, действительно целые кварталы огромных зданий, набитых офисами, биржами, жилыми помещениями. Все бегут, повсюду множество такси, развитое метро (наконец-то, спасибо!), опять разные районы – Квинс, Бронкс, Бруклин, Манхэттен. В общем, прокатившись на пароме возле статуи Свободы, погуляв по Манхэттену последние несколько дней и сходив в один из немногих настоящих IMAX-кинотеатров (вообще в мире), мы отправились домой.

Подводя итоги, скажу – было классно. После такой поездки я знаю гораздо больше о мире, о том, кто где и как живёт, о том, что есть в мире. И если наши поездки на несколько дней в страны Европы позволяли просто заглянуть одним глазком в Париж, Брюссель, Амстердам, увидеть их внешнюю оболочку – то эти три с половиной месяца позволили понять Америку, наверное, гораздо более глубоко. В результате – я видел много-много нового, необычного, удивительного. А ведь чем больше мы знаем и видим – тем справедливее мы судим, тем лучше понимаем жизнь.