29 октября 2017

Подробно про Америку и Work and Travel



ShNikol


Техас 2017
Всем привет, меня зовут Николай, и вместе с моей девушкой Полиной мы провели лето в США по программе Work&Travel, агентство Global Vision.

Лечу в самолёте из Нью-Йорка во Франкфурт, это 6 с половиной часов, а уже к завтрашнему вечеру окажусь в Питере, поэтому попробую записать некоторые мысли про программу и про Америку в целом.

Начну с общих впечатлений: признаюсь, мне очень понравилось. Есть неоднозначные моменты, есть некоторые трудности, но в общем и целом поездка оказалась потрясающе интересной и захватывающей. Если бы у меня была возможность, поехал бы и на следующее лето так же. Попробую рассказать понемногу обо всём, что увидел и узнал за время путешествия.

Начнём с самой страны. Америка непохожа на другие страны, которые я видел раньше, и, как и всюду, здесь есть и плюсы, и минусы.

Первый, огромный и основной плюс этой страны – в её экономике. Приехав сюда, я понял, насколько важно, хорошая экономика в стране или не очень. По сути, экономика важна ровно настолько, насколько важны деньги. А деньги в современном мире – это очень много. Именно возможность хорошо зарабатывать, как я понимаю, привлекает в Америку столько людей, и даёт ей звание «страны возможностей». Для сравнения скажу, что цены в Америке оказались примерно в 1,5 – 2,5 раз больше, чем в России (это в среднем). Зарплаты же при всём при том гораздо выше. Если я пойду работать по специальности сразу после окончания шести лет магистратуры в Политехе, моя зарплата будет примерно в 3 раза меньше, чем я смог получать в Америке после трёхдневного обучения, без каких-либо других навыков или знаний. Если сравнить зарплаты людей с одинаковым уровнем образования – картинка будет ещё более впечатляющей. Отсюда вывод – в Америке всё доступнее. Всё, что можно купить за деньги – продукты, недвижимость, машины, образование, техника, медицина – всё доступнее, всё требует гораздо меньшего времени, чтобы на это заработать. Здесь же есть свои особенности: есть много товаров, которые производятся внутри страны, соответственно цены на них замечательные. Молоко в Техасе оказалось в 2 раза дешевле, чем в России, манго – в 10 раз дешевле. Также есть дешёвые машины и бензин, дешёвая техника (телефоны, компьютеры) и одежда. С другой стороны, очень дороги медицинские услуги, всякие гигиенические принадлежности и образование (примерно раз в 10 дороже, чем платное образование в России).

Вторая особенность – разнообразие. По сути, Америка как страна очень молодая, и она образовалась всего 300 лет назад, когда европейские колонисты обнаружили её, населённую неразвитыми индейцами и полную ценных ресурсов. И с тех пор, похоже, эти ресурсы так и не исчерпали себя, и поток тех, кто хочет переехать, чтобы зарабатывать больше, не пропал. Получается, какого-то коренного населения как такового там нет (разве что индейцы), но есть огромное разнообразие «американцев», переехавших рано или поздно в течение этих 300 лет. Здесь есть много европейцев, мексиканцев, африканцев, китайцев, русских, индусов – и все перемешаны и более или менее ассимилированы, все говорят на английском языке и называют себя одной американской нацией. Кстати говоря, очень многие американцы – большие патриоты. Повсюду на улицах можно увидеть американские флаги, на одежде, на полотенцах, в фильмах их тоже немало. Слово «Америка» встречается в названиях продуктов, магазинов, в телепередачах. С одной стороны, это хорошо, я хотел бы, чтобы в России было так же много патриотизма и любви к своей стране. С другой стороны, в своём историческом смысле, Америка – это такая сборная солянка из разных народов, выселивших коренное население индейцев в резервации.

Такое же разнообразие есть и в территориальном смысле. Как мы поняли за время путешествий, неслучайно Америка поделена на штаты – они очень разные. Даже соседние штаты подчас оказываются как разные страны, со своими традициями, своей природой, своими особенностями, своими законами. Поэтому Америка – это как большая страна из 50 маленьких стран. Поэтому среди американцев распространено путешествовать по самой стране – посмотреть правда есть на что.

Говоря о минусах – они также вытекают из истории возникновения страны. Если сравнить с европейскими странами, Америка не имеет такого богатого культурного наследия. Всё-таки возраст страны оставляет свой след – а в Америке его нет, и это чувствуется. Вместо старинного центра, сохранившегося из средних веков, в Америке стоят небоскрёбы, вместо национальной кухни (думаю, гамбургеры не в счёт) – повсюду мексиканские, китайские, латиноамериканские рестораны. В культурном смысле вся страна – это мешанина из кучи людей с разными менталитетами, разными национальностями, однажды оставивших свои родные страны и приехавших туда, чтобы подзаработать.

В итоге, страной с богатым культурно-историческим наследием Америку назвать точно нельзя. В этом смысле Россия смотрится гораздо величественнее. Но если выбирать страну, в которой комфортно жить, работать и строить карьеру в настоящее время – Америка выигрывает.

Напоследок, просто несколько не упомянутых деталей. У Америки нет обязательной воинской службы. Все войска состоят из наёмников, служащих по контракту за очень хорошие деньги и возможность получить гражданство – видимо, экономика может себе такое позволить. К служившим в армии относятся очень хорошо, вплоть до скидок в магазинах, социальных гарантиях и бесплатных завтраков в кафе. Американцы считают свою армию лучшей в мире. Возможно, не безосновательно, потому что за большие деньги можно купить большую военную силу, а денег в Америке предостаточно. Также самыми сильными армиями мира считаются Россия и Китай.

Школьная система похожа на нашу: есть школа до 11 или 12 классов, кажется, дальше университет по желанию. Но университеты, во-первых, все платные, а во-вторых, обычно называются «колледжами». Часто родители заранее откладывают деньги детям на обучение, начиная за несколько лет до поступления. С другой стороны, есть очень много различных стипендий, которыми можно покрыть стоимость обучения. Стипендии дают сами университеты, городские сообщества, государство, какие-то частные фирмы, даже религиозные общины.

Про религию – в Америке это также широко распространено. Точно знаю про католицизм, время от времени в ресторанчике видел семьи, которые перед едой молятся, взявшись за руки. В каждом, абсолютно в каждом номере отеля, даже в самых простых придорожных гостиницах в ящике лежит несколько экземпляров библии – по количеству гостей. У нас были друзья из какого-то религиозного молодёжного сообщества, которые делали вечеринки, и время от времени на вечеринках обсуждали Бога, делились своими религиозными переживаниями.

Про отношение к русским – на самом деле, очень редко, говоря, что я из России, я встречал неприязнь. Раз в две-три недели, наверное. В большинстве люди говорили «Ого, круто, так далеко!». И я даже чувствовал гордость, потому что, само собой, все знают, что такое Россия, и даже при напряжённой политической ситуации Россия считается достойным соперником (при современной ситуации в экономике и в армии это очень неплохо). Когда другие студенты говорили, например, «мы из Молдовы», «мы из Грузии», часто оказывалось, что американцы не знают, где это конкретно находится. Встречал я и людей, которые учат русский язык или просто знают какие-то слова на русском, которые бывали в Питере и в Москве, был даже американец, который бывал в Архангельске, когда работал моряком.

Про еду – действительно, в Америке все любят пончики и гамбургеры. Но вообще отношение к еде различается в зависимости от штата. Хотя всюду, больше или меньше, но все любят поесть. Порции в ресторанах действительно очень большие (мне это очень понравилось). Еда вкусная, но часто не полезная. Любимое действие с едой – жарить. Там есть жареная картошка, жареный зефир, даже жареное мороженое. Мы были в ресторанчике, где самым популярным блюдом были жареные креветки и жареные устрицы. Причём «жарить» (fry) означает именно в масле, как картошка фри в макдональдсе. Жарить на поверхности, как на сковородке – называется Grill (“делать на гриле”).

Очень отличаются в Америке города. Обычные города у нас – это древний, исторический центр, и современные кварталы вокруг. Например, в Питере весь центр не выше пяти-девяти этажей, а дальше, удаляясь от центра, можно встретить постройки начала 20 века, затем ещё дальше – «хрущёвки» второй половины XX в., и самые дальние кварталы – современные, по 20-25 этажей. В итоге, форма города напоминает линзу, вогнутую в землю – в центре невысокие здания, к краям – выше и выше. В Америке же всё наоборот. В каждом городе есть так называемый Downtown (даунтаун) – это центр, и скорее всего там есть небоскрёбы. Они огромные, и чем больше город – тем больше небоскрёбов в даунтауне. Даже небольшие города, бывает, имеют по 2-3 очень высоких здания в самом центре. А дальше от даунтауна в стороны часто расходятся кварталы с типичными американскими домами. Всё зависит от штата, но чаще всего, как я понял, американцы предпочитают жить в своих домах, а не в квартирах, поэтому со всех сторон даунтаун окружает бесчисленное количество низких домов. Получается, что от очень высокого центра постройка расходится в стороны, становясь 1-2-этажной. И из-за этой привычки города бывают действительно огромными. Впервые я это понял в Хьюстоне – это четвёртый по величине город в Америке, там живёт 2 млн. человек. Сравнить с Питером, где есть целых 12 миллионов людей – население в 6 раз меньше. Но по размерам и расстояниям Хьюстон оказался просто огромным – именно из-за привычки жить в частных домах (ну и соответственно возможности купить и содержать целый дом, которая видимо есть почти у каждого американца). Насколько я был поражён размерами Новгорода, приехав туда из Валдая – настолько же поразился, какой большой Питер, приехав туда из Новгорода. И вот я думал, что Питер и Москва – это города самого большого «уровня» по размерам. Но нет. Настолько же я удивился, приехав в Хьюстон после Питера. Мне кажется, если проехать от одной границы Хьюстона до другой – получится километров 100, не меньше. Это огромная территория. Причём там нет метро, и вообще общественный транспорт развит крайне слабо. Это связано с ещё одной особенностью: каждый американец обычно может позволить себе машину. Каждый, кого мы встретили, или имел свою машину, или ждал 16 лет, чтобы получить права и наконец-то начать ездить на своей машине, которая уже куплена и ждёт дома. Да и по-другому никак. Расстояния очень большие, и добираться куда-то без машины – просто нереально. На втором месте после собственной машины идёт способ «взять Uber» - интернет-такси (ну или просто такси), которое в больших городах очень развито.

К слову, очень-очень многое, что я видел в Америке, я уже видел в «Симпсонах». Только сейчас оценил, насколько правдиво там описана ситуация.

Теперь расскажу про работу в Америке. У нас было две работы: сначала мы были спасателями в аквапарке, затем – официантами в ресторане. И то, и другое было неплохо, но больше понравился ресторан.

В общем и целом условия работы были хорошие. Для учёта времени есть продуманная технология: на входе на территорию находится специальное здание – Dispatch (от слова «Отправить») – туда идут все в начале и в конце рабочего дня. Приходим, отмечаемся на устройстве, которое считывает отпечаток пальца – наше рабочее время пошло. Уходим – снова отмечаемся, время остановилось. В итоге рабочие часы подсчитываются с точностью до 0.01 часа, и оплачивается именно это фактически отработанное время. Поэтому задержаться на работе для нас не было большой проблемой – мы знали, что каждые 36 секунд наше рабочее врем увеличивается. Отработанное время можно было проверить на специальном сайте, очень удобно.

Сама оплата – один раз в две недели по пятницам – выдаётся в виде «Пэйчека» (Paycheck). Это такая бумажка, где написано, сколько мы работали часов, какая у нас часовая ставка, сколько получилось денег, сколько вычли налогов и сколько в итоге осталось – наша зарплата. Эту бумажку можно отнести в банк или сдать прямо в банкомат – и деньги через какое-то время (от 1 дня до 2 недель!) зачисляются на карточку. (Хотя можно было подать специальный документ – и зарплата начислялась бы на карточку сразу.) Именно с этой системой у нас возникла проблема, расскажу о ней подробнее, когда буду рассказывать про путешествия.

В каждом штате установлен законом минимальный размер оплаты труда в час – примерно от 5 до 15 долларов в час. В Техасе – это 7,25$, в Калифорнии 13$, а есть несколько штатов (кажется, около 5-10 из 50), где минимального размера оплаты нет. Причём, кстати говоря, эти цифры – ещё до оплаты налогов. Например, если зарплата 8$ в час – на самом деле получается примерно 7. А для работ, где официально предусмотрены чаевые, минимальная оплата другая – примерно в 2 раза меньше. Но и так хорошо.

Кстати говоря, та же система в магазинах: налоги не указаны на ценниках. То есть, например, я выбираю шоколадку за 1$, приношу её на кассу – и плачу уже 1,10 $ – из-за налогов. Хотя, опять же, всё зависит от штата. Например, в Техасе по закону нет налогов на основные продукты (почти все). Из продуктов облагались налогом только какие-то очень сладкие вещи – торты, кажется, и конфеты.

Нашим первым местом работы был аквапарк «Шлиттербан». Мы были спасателями, поэтому нашей задачей было следить за всеми бассейнами, речками, горками, и предотвращать несчастные случаи. Аквапарк был огромный – по площади как Дворцовая площадь в Петербурге, наверное. Он был поделён на 3 секции, и каждый рабочий день проходил в одной из них. Причём только 1 секция была под крышей-навесом, а остальные две были открыты. Поэтому мы постоянно грелись на солнышке (и вообще 1 секцию не любили, там в основном работали колумбийцы и американцы, а мы попадали только тогда, когда приходили на работу слишком поздно и не успевали записаться во 2 или 3 секцию). Большое отличие от наших аквапарков было в том, что кроме воды и горок там ещё было множество самых разных магазинчиков с едой – несколько станций гриля, фаст-фуда, пиццы, мороженого и всякой вредной популярной пищи (по огромным ценам) и содовой (содовой там называется любой вид газированных напитков – кола, спрайт, пепси и всётакое). А для нас была отдельная обеденная столовая, правда, с очень небольшим ассортиментом такой же не полезной пищи: картошка, гамбургер, чизбургер и один вид салата, кажется.

Сначала мы 3 дня проходили обучение: как оказывать первую помощь, как вытаскивать человека из воды, что делать в разных экстренных ситуациях. В конце прошли сначала теоретический тест, затем экзамен по спасению из воды на практике – и стали сертифицированными спасателями (у нас даже есть какие-то сертификаты на год от американской компании, можно работать в Питерленде).

А дальше начались рабочие будни. День проходил так: мы приходим, идём в Диспатч – рабочее время началось. До начала работы аквапарка ещё был час, мы собирались в главном центральном зале (он назывался «Замок», потому что над ним построен мини-замок из настоящего камня), там гости переодеваются и оставляют вещи. Там мы распределялись по секциям (традиционно – большая очередь в секцию 3, кто не успел – идёт в секцию 2, и если совсем не успел – идём в первую). У нас было утреннее собрание, где обычно говорили одно и то же: «Будьте бдительны, пейте много воды, если нужна помощь – свистите 2 длинных раза в свисток, если кто-то тонет – 3 длинных раза». И дальше все расходятся по секциям, намазываются солнцезащитным кремом, берут спасательные тюбы (такие синие крупные палки из плотного паралона), надевают обязательные солнцезащитные очки. Наверное, здесь происходит самое весёлое за день – тестрайд (testride) – тестовые заезды. На каждую горку записываются по несколько человек (1-4), чтобы её протестировать, то есть прокатиться. Таким образом мы и покатались на всех горках, на которых хотели (а мне ещё пришлось разок съехать с горки, с которой я не хотел съезжать – Cliffhanger, высоченный прямой спуск, наверное высотой с пятиэтажку, прикреплю картинку с ней). Там же была, как написано повсюду в описаниях аквапарка, самая высокая горка в мире («Массив»), нам она очень нравилась. Она была не такая страшная, потому что спуск не резкий и на ватрушках, зато съезжать с неё около минуты, там много поворотов, падений, подъёмов. Половина американцев останавливались чтобы передохнуть, когда забирались по лестнице на эту горку. И ещё одними из любимых для нас были горки с большими ватрушками – в такие ватрушки можно было взять от 2 до 4 человек, все садятся в круг и едут вниз (а мы разок катались и вшестером, и из-за большой инерции это было действительно страшно – казалось, что ватрушка чуть не вылетает за борт горки).

Ну а дальше, с 9:45 утра, мы идём на наши станции: по всем секциям, возле каждого участка воды, детского бассейна, реки – были распределены около 70 позиций для спасателей. Каждый идёт на свою станцию и в основном начинает «сканировать воду» - медленно мотать головой туда-сюда, чтобы постоянно видеть, что происходит вокруг. Не представляю, сколько часов в сумме я сканировал воду, но это было очень много. До августа наш рабочий день заканчивался около 9 вечера (а бывало и позднее). Но были и весёлые позиции – на верхушках горок, где нужно просто спускать по очереди людей, и самое классное – в «горной реке» в третьей секции. Дело в том, что там нужно стоять в воде и пропускать людей, плывущих на ватрушках, в узкий канал. За счёт сужения канала течение резко возрастает, и там ещё раскиданы камни – получается горная река с порогами. В это сужение нужно было направлять людей на ватрушках, одного за другим, и кто-то падал с ватрушки, тогда за ним нужно было плыть, хватать и усаживать обратно. Это было весело, потому что в горной реке было правда сильное течение, а мы ведь плавали без ватрушек, только со своими тюбами, и все пороги засасывали нас под воду.

В общем, мы стоим каждый на своей позиции, и есть «экстра» - спасатели без позиций. Они пополняют наши запасы воды, убирают мусор или просто ничего не делают (чаще всего). И регулярно супервайзер (начальник, их по 2-3 человека на секцию) пускает ротацию (смену). Для этого были деревянные палочки (обычно – штуки 3 на каждую секцию) с указанием какой-то удобной последовательности станций (например, «Конвеер – Горная река 1 – Горная река 2 – Горная река 3 – Детский бассейн»). И один из экстра-спасателей берёт эту палочку и идёт на станцию «Конвеер». Он отдаёт палочку тому, кто там был, и спасатель конвеера идёт в «горную реку 1». Из реки 1 – в реку 2, и так далее. Спасатель с последней позиции на палочке освобождается и становится новым «экстра», его могут отпустить на обед (полчаса).

Вот примерно так и проходит весь день: идём на какую-то станцию – сканируем воду – проходит где-то минут 45 или час – сменяемся, переходим на другую, снова сканируем воду – переходим на третью, и так до последней станции на палочке. Последняя станция пройдена – перерыв, можно или пойти на обед, если уже есть часов 12, или просто перерыв минут 10, можно перекусить, и идём на первую станцию очередной палочки.

Изменения в режиме бывали в двух случаях: во-первых, в грозу. Так как аквапарк открытый, молнии, как я понял, очень опасны, так как вся вода соединена в одну систему. Поэтому, как только кто-то замечал молнию неподалёку, абсолютно все гости выходили из воды на полчаса. Если полчаса прошли без молний – все заходят обратно в воду, если снова молния – отсчёт начинается сначала. Ну а мы в это время просто сидим на берегу или остаёмся на своих позициях, но отдыхаем. Хотя там было не как в Питере – любая налетевшая туча с дождём и грозой (даже очень-очень сильной) улетала максимум через час, и снова начиналось солнце.

Во-вторых, всё менялось к концу сезона. Вода понемногу становилась холоднее. А в середине августа большинство американских школьников, работавших спасателями, разъехались по школам, и со временем смен начались проблемы. Вместо обычных получасовых стояний на позициях (а у хороших супервайзеров смены бывали и каждые 20, и даже каждые 15 минут) начались смены по часу, полчаса, даже иногда 2 и 3 часа. Всё зависело от супервайзера и – самое главное – от того, сколько людей придёт на работу. Из иностранных студентов тоже некоторые разбежались: кто-то получил вторую работу, кто-то поехал искать счастья в Хьюстоне как в более крупном городе, кто-то просто решил ставить себе поменьше смен. Поэтому в последние наши 4 недели работы была объявлена специальная программа: для всех, кто за 4 недели не пропускает ни одной смены и ни разу не опаздывает, за каждый час, отработанный за всё лето, получает дополнительный 1$. Это было сложно, но мы с Полей получили по бонусу в итоге, он пришёл на карточки уже когда мы были в России.

Особенно сложно было просыпаться на In-service – это такие специальные смены с 7 до 9 утра перед основной работой, которые бывали раз в две недели, и в которые мы повторяли всё, что было на обучении – первая помощь, сканирование и т.д.

Хотя однажды была такая интересная неделя – называлась «неделя поощрения работников» - когда каждый день для работников что-то устраивали. Например, в один день был бесплатный обед для каждого, один – бесплатное мороженое. Один день был утроен такой аттракцион – на входе можно было утопить менеджера. Возле входа в аквапарк установили специальную камеру, в которой внизу был резервуар с водой, а сверху – сиденье. Все менеджеры (их на весь аквапарк где-то 4-5 человек) приходили к этой штуке и садились на сиденье. А сбоку от этого сооружения была мишень, и к этому всему прилагался комплект бейсбольных мячей. Цель: бросить бейсбольный мяч в мишень и попасть. От попадания в мишень срабатывает специальный механизм – и сиденье проваливается вниз, а тот менеджер, который на нём сидел, падает в резервуар с водой. Это было очень забавно и сопровождалось объявлениями в местах скопления работников: «А вы уже утопили менеджера?». Причём попытки были неограниченны. Так вот, на этой же неделе, когда мы пришли на In-service в 7 утра, вместо повторения и учёбы нам дали покататься на досках для сёрфинга. В аквапарке устроена специальная зона, где по очень гладкой поверхности пускают волну – и это служит тренировочной площадкой для тех, кто занимается сёрфингом. И мне, и Поле удалось там покататься, это было очень классно! Сначала нужно взять доску и лечь на живот на неё, если равновесие на волне держится – можно попробовать встать на колени, если всё в порядке – можно попробовать встать на ноги. Но всё это требует очень хорошего чувства равновесия, потому что любое неправильное колебание в сторону – и волна бьёт в один борт доски сильнее, чем в другой, доска начинает крутиться – и в итоге вылетает за пределы зоны. Веселье!

Кстати говоря, про расписание: всё было тоже очень удобно. Расписание было в интернете на специальном сайте, причём все свои смены можно было отдавать, брать чужие, меняться с кем-то и так далее.

В общем, плюсы в аквапарке были такие: можно было работать действительно долго (по крайней мере, до августа, потом стало холоднее и всю работу сократили), всё время мы были в воде и на солнце, и иногда бывали интересные

события (также два раза устраивали вечеринки для работников – с кучей пиццы, песнями и танцами, бассейном и лотереей призов (там был даже айфон, квадрокоптер, телевизор)). Но большой минус, конечно, был в монотонности работы: в основном, поговорить не с кем, и нужно 12 часов в сутки занимать свои мысли хоть чем-нибудь и ждать, когда же время наконец-то пройдёт. Я делал всё что мог (у каждого были свои способы): считал что-нибудь в уме, сопоставлял числа с днями недели на все летние месяцы, продумывал, чем заняться в поездке, что сделать, придумывал сюжеты для фильмов. Но, в итоге, были и интересные моменты. В общем и целом – неплохо.

Но дальше мы нашли вторую работу в ресторане морепродуктов – и вот там было гораздо круче. В основном вся система та же – пейчеки, регистрация времени, но: смены были по 5-6 часов, и на самом деле редко давали двойную смену в 10 часов. И по сравнению с аквапарком время летело ну очень быстро, потому что как минимум каждый второй из посетителей хотел с нами поболтать, узнать, откуда мы, как оказались в Америке, что планируем тут делать, как у нас живётся и всё в таком духе. Поболтал там – отнёс еду тем – поболтал с ними – отнёс напитки другим – так все пять часов обычно проходили правда быстро. Единственное, что после шторма где-то неделю все приходили в себя и гостей почти не было. Ещё большой плюс был в том, что в течение каждой смены можно было заказать себе одно блюдо из меню: так мы попробовали креветок, устриц, сома, крабов, всякие необычные блюда (феттучини – это паста с креветками, гамбо – как солянка, только с курицей, креветками и колбасой, муфалетта – это просто огромный гамбургер, где вместо мяса – колбаса, сыр, оливки и какие-то ещё особые ингридиенты). Официальная зарплата была раза в два меньше, чем в аквапарке, но за счёт чаевых оказывалась в 1,5 – 2 раза больше, поэтому мы были рады. А ещё к концу месяца меня поставили за кассу, и теперь я умею пользоваться кассовым аппаратом и прибором, который пробивает деньги с кредитной карточки.

Кстати говоря, про чаевые – в Америке это развито настолько, что чаевые, во-первых, дают практически 2 из 3 посетителей (если не 3 из 4), а во-вторых, например, прямо на кассовом чеке есть место, где написано: «Чаевые:__________», и гости могут вписать сумму чаевых. После их ухода кассир берёт этот чек, и с помощью кассового аппарата проводит ещё одно снятие денег с той же карточки, с которой платил гость, и получает эти чаевые. Мне показалось интересным, что снять таким образом деньги с карточки можно и без гостя, и без самой карточки, и без каких-либо пин-кодов. Но про кредитные карточки чуть дальше, в рассказе про путешествие.

Сам ресторанчик нам тоже понравился – он был небольшой, уютный, семейный. Не самого высокого класса, но готовили вкусно. Хотя, опять же, не полезно – как и в большинстве мест по крайней мере в Техасе. Но, видимо, это соответствует спросу населения: здоровые варёные креветки не брал почти никто, а зато жареные, как картошка фри, креветки были самым популярным пунктом меню. Но у них вкус – почти как у картошки фри! В общем, мы не совсем оценили, и от жареных блюд в итоге держались подальше.

Напоследок, забыл рассказать про организацию улиц: почти во всех городах всё организовано по необычным, но удобным правилам. Улицы в основном строятся строго параллельно и перпендикулярно друг другу, образуя сеть квадратных кварталов. Большой город – огромная сеть квадратов. Улицы в одном направлении (например, у нас – в ширину острова) обозначаются цифрами: 1ая улица, 2ая улица, 3я улица и так далее. В Гальвестоне их было больше 100, мы жили на 63ей, аквапарк был на 81ой, а ресторанчик – на 12ой. Улицы в другом направлении (например, в длину острова) обозначаются как-нибудь по-другому. Например, у нас они назывались «авеню» и обозначались по алфавиту: самая северная – авеню А, следующая на юг – авеню B, следующая – авеню C и так далее. Иногда бывали интересные названия, например, «авеню N 1/2”, это означает между авеню N и следующей авеню O.

Вот примерно так и прошла наша работа: до конца июля – в аквапарке, а с августа досередины сентября – напополам в аквапарке и в ресторанчике. На самом деле, с ресторанчиком нам очень повезло, потому что мы обошли очень много мест, и так как сезон туристов заканчивался, а в Гальвестоне это очень важно, нам почти всюду говорили, что работники уже не нужны, и все остальные, наоборот, скоро уже будут разъезжаться. Но мы нашли силы дойти почти до самого конца острова – и нашли то место, куда нас в итоге взяли.

В итоге, самой интересной частью программы, конечно же были путешествия. Наша цель была посмотреть все классные города и места, которые только можно успеть, поэтому первое путешествие мы решили устроить в середине июля.

План был такой: взять машину в прокат – и поехать по побережью от Хьюстона на север, через Луизиану (с крокодилами и магией вуду), Миссисипи (где есть одноимённая река, по которой сплавлялся Том Сойер), Алабаму (где жил Форрест Гамп) и в итоге оказаться во Флориде. И в первый раз, к сожалению, всё пошло не так, как мы планировали. Первую попытку получить машину и поехать я совершил 13 июля, прямо перед Полиным Днём рождения (хотел сделать сюрприз). Я добрался со знакомым парнем из Гальвестона в аэропорт Хьюстона (до туда было километров 100), заранее забронировал машину. Вообще возле любого аэропорта в Америке есть много разных сетевых компаний с арендой машин – и многие прилетают на самолёте, тут же от аэропорта есть специальные автобусы-шаттлы до каждой из этих компаний – и можно без проблем добраться и в течение получаса после прилёта получить машину в аренду. Вот и я приехал в аэропорт, пошёл в такую компанию – и тут-то меня подстерегала опасность: оказалось, что в подавляющем большинстве компаний нельзя арендовать машину, не имея кредитной карточки. Именно кредитной, то есть такой, с которой можно покупать больше, чем на ней есть денег, с какими-то процентами. Причины наверное ясны – если я разбиваю машину, с моей карточки списывается необходимая сумма (даже если денег на ней недостаточно) – и дальше это моя проблема. Но кто об этом знает в России? Причём нигде, кроме самой фирмы, это не было написано – ни слова даже на сайте бронирования. Причина в том, что практически у всех в Америке есть кредитная карточка. Как-то так заведено. На кредиты по ней есть очень выгодные условия, и многие буквально живут в кредит: покупают всё с кредитки, туда же закидывают пейчек – и без разницы, успели прийти деньги или ещё нет, покупать можно всё что хочется, главное чтобы баланс в итоге был не сильно ниже нуля. Ну а так как кредитки у меня не было, я походил по другим компаниям – там всё было так же – и понял, что нужно возвращаться ни с чем. Причём никакого общественного транспорта там не было, мой знакомый, видимо, приехал домой и уже лёг спать – и добраться было большой проблемой. Хорошо, что Поля спала и не подозревала, что я иду по дороге из аэропорта Хьюстона к федеральной трассе, чтобы найти, на чём бы уехать обратно. В итоге, после продолжительных скитаний, попыток заказать Убер (то самое единственное недорогое такси – остальные просили порядка 170$ - то есть около 10 000 руб. за мою поездку), я добрался до круглосуточного банковского отделения. Голосовать проезжающим машинам я уже пробовал – никто не подбирал, и мне стало действительно обидно; телефон почти сел, а убер почему-то отказался принимать в качестве оплаты любую из моих карточек – а наличными в Техасе расплачиваться за Убер почему-то нельзя. Но в итоге мне удалось договориться с работницей банка, которая заказала убер со своей карточки, и я отдал ей деньги наличными (при чём до этого мне завели карточку в том банке – но она снова не сработала, да и вообще всё было как-то против меня). В итоге в 5:30 утра я оказался дома, усталый и голодный. Так начинался День рождения Поли!

Но неприятности продолжились на следующий день. Наш план был такой: получить пейчек – мы его получили; положить в банк и ехать. В банке нас заверили, что деньги с пейчека поступят на карту на следующие сутки. Поэтому, чтобы не терять время, мы решили 14 июля добраться до Хьюстона, там переночевать, а наутро на полученные деньги снять машину и ехать дальше.

До Хьюстона мы добрались интересным способом: сидя в открытом кузове пикапа с не очень высокими бортами, мы ехали по трассе со скоростью, наверное, под 150 км/ч. Волосы развевались по ветру, и было очень необычно (причём нас в кузове было 4 человека, с нами ехали ещё двое русских ребят, которые планировали найти работу в Хьюстоне и остаться там). Вообще Техас оказался единственным штатом, где такие катания в открытом кузове разрешены.

А на следующее утро, проснувшись, мы узнали, что деньги с нашего пейчека не пришли на карточку, а оказались заморожены на 10 дней. Причина была, кажется, в том, что это был только наш второй пейчек, и в целях безопасности (а вдруг мы его похитили) все средства заморозили. В итоге – нам не оставалось ничего другого, кроме как вернуться домой и на следующий день отправиться на работу. Без пейчека достаточных денег на путешествие не было. Оглядываясь назад, я понимаю, что в этом случае кредитная карточка могла бы сильно помочь, но, как мы научили говорить нашего американского менеджера в ресторане, «чтё било тё било».

Но всё-таки, когда наступил понедельник (а мы уехали в Хьюстон в субботу, отделения банка были закрыты), мы разблокировали деньги, сходив в отделение Банка Америки, и через ещё несколько дней взяли машину напрокат и поехали во Флориду.

Дорога была долгая, но интересная: даже переехав в соседний штат, мы сразу заметили, как он отличается от Техаса, это была Луизиана, нас окружили леса (а не степи и пальмы), а ночью сгустился такой туман, какого я никогда не видел. Но мы очень сильно торопились, потому что хотели успеть в Юнивёрсал Студио Парк в Орладно – это парк развлечений, как Диснейлэнд, только от компании Юнивёрсал. И там много тематических аттракционов по их фильмам: по Гарри Поттеру, по Марвел, по Кинг-Конгу и Парку Юрского периода. В общем, мы старались не задерживаться по дороге, часа три поспали в машине ночью – и к утру добрались до места назначения, преодолев 1600 км. Трассы, надо сказать, были идеальными – но такими огромными, я на таких никогда раньше не водил (справедливости ради, замечу, что я вообще почти никогда не водил, кроме Валдайских дорожек во время обучения на права). От 5 до 10 полос в одну сторону – столько же в другую – и все гонят с разной скоростью, и это хорошо, потому что расстояния пролетают достаточно быстро. Всё же за сутки в пути мы устали, но зато прибыли в парк почти вовремя, и весь следующий день катались на разных аттракционах, горках, с 3D-фильмами внутри и без них, в общем развлекались как могли.

Это было здорово, и в итоге мы ушли часов в 11 вечера, переночевали в Орландо, а на утро сели в машину и за пол-дня добрались до финальной точки нашего путешествия – до Майами. И это оказался, наверное, второй по крутизне город из всех, которые мы видели. Вообще Майами – очень знаменитый курорт, все американцы знают, что там самая чистая вода, белый песок и вообще самый лучший пляж. А ещё, совсем рядом, стоят красивые небоскрёбы, классные отели, и по всему пляжу тянется Оушен-драйв – улица, набитая клубами, ресторанами, всякими развлечениями. Наверное, это как Сочи в России, если проводить аналогии. В Майами нам ну очень повезло с жильём – мы жили в домике с самым огромным телевизором, который я видел, с джакузи с горяченной водой во дворе и с очень красивой и ухоженной территорией. Приехав, мы немного отдохнули и пошли гулять – и в итоге прошли по всей оушен-драйв, решили на следующий день отправиться сразу на пляж. Вообще погода там была супер – было жарко, но не душно и влажно, как в Техасе, а сухо, не тяжело. Следующие два дня мы провели в Майами, и всё было шикарно: пляж оказался правда очень чистым, красивым, вода была восхитительно голубой (хотя, во-первых, никто не заплывал слишком далеко – там есть акулы, а во вторых – мы так накупались на работе, что не проводили на пляже весь день). И снова были огромные расстояния повсюду – мы жили в Майами, пляж был в Майами, но от нашего дома до пляжа нужно было гнать по шоссе на машине минут 30 с не самой маленькой скоростью. Толстых людей в Майами я так и не встретил (а в Техасе их было предостаточно), наоборот, мы видели многих, кто занимается спортом на природе, кушали в очень здоровом ресторане (в составе блюда был лосось на гриле, но никакого масла, булгур, хумус, оливки, помидоры черри, зелень – было очень вкусно), катались на кораблике с водной экскурсией по домам знаменитостей. Там на островах, оказалось, живут Уилл Смит, Шакира, какие-то другие популярные персоны.

А через несколько дней мы поехали обратно, по тому же пути, заехав только в Новый Орлеан – столицу Луизианы. Там нас привлёк Французский квартал, но оказалось, что главное в городе – это джаз, негры (самый большой процент населения), чучела из крокодилов, крокодилье мясо, лапы крокодилов на палочке (чтобы удобно было чесать спину) и магия вуду (очень страшное религионзое течение). Как раз про Новый Орлеан я, кажется, успел рассказать летом. В итоге, где-то через неделю мы вернулись домой и продолжили работу, ожидая следующего путешествия, уже в сентябре. Ну и я подтвердил своё подозрение о том, что в Америке просто невозможно путешествовать без машины. Машины есть у всех, общественного транспорта нет (например, в Хьюстоне, который по площади, я уверен, больше даже Москвы, нет никакого метро) – и по-другому никак. И скорости движения там, конечно, другие – мне, например, время от времени мешало, что на нашей второй машине стоял какой-то автоматический ограничитель, не позволявший ехать больше 180 км/ч – и самые быстрые потоки машин нас обгоняли! Это нормальные скорости для федеральных трасс там. Кстати говоря, ПДД там похожи на наши и интуитивно понятны, единственное важное различие – там можно поворачивать направо на красный свет из крайнего правого ряда. Очень удобная штука.

В итоге настал сентябрь, мы закончили свою работу и полетели на самолёте в Лос-Анджелес, штат Калифорния. В итоге именно Лос-Анджелес оказался самым классным городом, который мы видели, и я бы поставил его на первое место. Дело в чём: он снова был очень большой, и так получается, что большие города в Америке разрастаются и постепенно захватывают города вокруг, поглощая их. Так получаются районы города, или как бы города внутри другого города. Например, Голливуд был отдельным городом, но теперь это район Лос-Анджелеса. И именно Голливуд там, конечно, делает всю атмосферу: каждый второй житель ЛА каким-то образом связан с кино, работает в медийной сфере или пытается туда попасть. Официантки ходят на кинопробы в свободное время, в ресторанах обсуждают новые кинопроекты, повсюду разбросаны лучшие в Америке университеты кино, а водители грузовиков пишут сценарии (например, как Квентин Тарантино). В ЛА мы провели 4 дня из запланированных трёх, и даже этого казалось мало – очень грустно было уезжать. Кроме Голливуда с его кинотеатрами, Аллеей звёзд, Беверли-хиллз (огромный холмистый район извилистых улочек, которые идут вверх и вниз, поднимаются на горы, населённый знаменитостями всяких разных видов (например, Лизуша, там живёт Крис Эванс, капитан Америка)) и всякими другими достопримечательностями, мы побывали также в Санта-Монике – это современный район с пляжем (но океан здесь очень холодный – Тихий) и кучей модных магазинов (Поле очень там понравилось). Ещё мы побывали в даунтауне – это снова район небоскрёбов, там тоже есть очень красивые необычные здания и в чайнатауне – это «китайский квартал», который также есть в каждом крупном городе Америки (а я подозреваю, что и мира, китайцы распространяются не только там). Что сказать – это было удивительно. Просто представьте картину – я оставляю Полю в Санта-Монике, чтобы она погуляла по магазинам, а сам еду по шоссе на нашей машине в Голливуд на экскурсию в университет кино, там мне показывают зал, где Джон Уильямс в 1983 году записывал музыку к «Возвращению джедая». Там же рассказывают, что многие выпускники – музыканты, актёры – вчера получили награды MTV и устроили тусовку в даунтауне – и мы вспоминаем, что проходили мимо этой самой тусовки, где прямо между домами была построена зелёная изгородь из каких-то листьев, вокруг стояла охрана, а внутри были видны какие-то люди в костюмах и платьях и официанты с подносами шампанского. И там же говорят: «а вы не задержитесь в ЛА до субботы?» и приглашают на встречу с голливудскими режиссёрами, которые будут рассказывать про свои проекты за бесплатным ужином и общаться со студентами… Эх. В общем, сейчас я допишу этот текст, посмотрю на постоянно серое небо, выйду в холодную улицу, сяду в скрежещущий трамвай номер 100 и поеду на окраину города учить детей.

Покинув Лос-Анджелес, мы отправились в Сан-Франциско – город, где снимали «Скалу», помните такой боевик 1996 года с Шоном Коннери и Николасом Кейджем? Его часто показывали в мой День рождения. Сан-Франциско, наверное, занял третью строчку в моём топе самых классных городов, и, хоть мы проехали не так много – всего 700 км – он сильно отличался от Лос-Анджелеса. Это тоже была Калифорния, но там было холоднее (наверное, из-за открытого положения на полуострове на побережье океана), и все дома выглядели очень богатыми и разнообразными. Причём не только в центре, но и повсюду – такой город красивых чистых домов. Также из достопримечательностей там был Алькатрас – старая тюрьма в бухте (из «Скалы»), куда теперь водят экскурсии, пирсы с рыбаками, аттракционами и традиционной крабовой похлёбкой внутри круглой буханки хлеба (то есть хлеб прямо служит тарелкой, и в конце можно его съесть целиком). А ещё там были старые городские трамвайчики, очень холмистая местность (некоторые улицы идут просто под невероятным наклоном), самая изогнутая улица в мире – Ломбард-стрит, и пирс номер 39, на котором по традиции живёт множество морских котиков. Они очень смешные, сталкивают друг друга в воду и привлекают много туристов. В общем, чтобы увидеть достопримечательности и почувствовать атмосферу Сан-Франциско – смотрите «Скалу» (а для Лос-Анджелеса – «Ла Ла Лэнд»).

Но между ЛА и СФ мы ещё заезжали в национальный парк «Секвойя». Вообще, как оказалось, в Америке множество национальных парков, и каждый необычный кусочек оставшейся природы делают национальным парком, ухаживают за ним и обустраивают. Въезд в парк был платным, там не было никаких шоссе, только дорога по 1 полосе в каждую сторону. И там был действительно красивейший лес в горах, со старинными секвойями – это такие хвойные деревья с очень толстыми стволами (но пропорционально не такие высокие, как могло бы показаться). Там мы видели самый старый живой организм на планете – «Генерала Шермана», так называют большую старинную секвойю. Повсюду в парке обустроены кемпинги, места для стоянок, тропы для туристов, которые хотят отдохнуть от машины и отправиться пешком в какое-то приключение. Также повсюду висят предупреждения о медведях и горных львах – так как животных строго охраняют, для них там раздолье: как только мы вышли из машины и отошли от дороги, нас окружило множество белок, совсем не боявшихся людей (а в другом парке – оленей).

Ну а после Сан-Франциско мы отправились в Лас-Вегас. Наверняка многие о нём слышали. Это был уже другой штат Невада. По дороге мы проехали какой-то заповедный лес, через который пересекали горный хребет – и не поверите, но мы оказались в настоящем снегу. Наверное, там было настолько высоко, что мы проезжали по снежному лесу. Хотя, в отличие от зимы, там были и свежая зелёная листва под снегом – очень красиво и необычно. Там же в горах мы остановились в очень милой, маленькой деревушке, кажется, она называлась Бриджпорт, и попили там кофе с выпечкой. Почему-то эта деревушка очень запомнилась мне: там была такая особая атмосфера деревенской жизни, но не нашей, а какой-то другой, очень свежий воздух и снежные горные хребты неподалёку. Очень красиво. А оттуда, из снежных лесов, мы спустились в долину и через 5 часов оказались в самой жаркой точке Земли – в Долине смерти. Это тоже национальный парк, но там были каменные каньоны, высохшие солевые озёра и горы, но всё так же хорошо обустроено, с небольшими кемпингами, местами для стоянок, пикников, маленькими гостиницами. Там мы пробыли до вечера, и к самой ночи добрались до Лас-Вегаса.

Ну а Лас-Вегас оказался вообще необычным: это такой большой город посреди пустыни, который весь полностью сделан для развлечений. Он, кажется, состоит из одних отелей, казино и магазинов, а также тех людей, которые там работают. Среди американцев популярна идея «махнуть в Вегас», то есть приехать, погулять там, потратить кучу денег и уехать обратно. В общем-то, именно этим там все и занимаются. Самое потрясающее там – шикарнейшие отели. Есть отель «Париж» со своей копией Эйфелевой башни перед ним, есть «Экскалибур», построенный в виде просто огромного замка (а в нём – настоящие жилые комнаты), есть «Венеция», отель, вокруг которого организован канал, по которому на лодочках катают людей, есть «Нью-Йорк», перед которым стоит копия статуи Свободы, Бруклинский мост, и построены как будто бы небоскрёбы в Нью-Йоркском стиле – а на самом деле это просто оформление отеля; есть «Луксор» с копией Египетской пирамиды, из которой в небо светит прожектор, видный за несколько десятков километров за пределами города. Интересно, что всё это находится на одной огромной главной улице, причём пешеходные переходы устроены так, что весь поток туристов и пешеходов, проходя по тротуару дороги, автоматически проходит по первым этажам большинства отелей, в которых, практически всюду, организовано казино. То есть мы идём – заходим в какой-то шикарный отель – проходим через игорную зону, где стоят игровые автоматы, рулетка, играют в покер – выходим – дальше заходим в следующий. Даже если не собираемся играть. Собственно, на эту индустрию работает весь город: казино полны людей, особенно по ночам, повсюду дискотеки, шикарные машины (некоторые можно выиграть в казино в качестве джек-пота), торговые центры. Но, к сожалению, все основные развлечения там строго с 21 года, а Поле пока что только 20, поэтому поиграть в казино нам не удалось, но всё равно было интересно. И пары дней, собственно, хватило, чтобы понять, что происходит, и улететь на самолёте в Нью-Йорк, вернув в аэропорту Лас-Вегаса машину после долгой 10-дневной аренды.

Но перед этим мы успели съездить в Гранд-Каньон и пофотографироваться – зрелище было конечно потрясающее. Я даже позавидовал тем организованным группам, которые находят время организовать настоящее путешествие, не по дорогам на машине, а по тропам, пересекая большие живописные территории за несколько дней или даже недель. Такие туристические группы тоже хорошо развиты в Америке, это называется движением скаутов.

В итоге, Нью-Йорк стал последним городом, где мы побывали. Пожалуй, я бы поставил его на 4 место в топе классных городов. Не потому что он не очень интересный, просто он более деловой и рабочий: вообще он снова скушал много городов поблизости (по сути даже залез в другой штат) и стал самым большим городским формированием в мире по количеству живущих здесь людей. Даунтаун здесь оказался просто огромным – это не 15 небоскрёбов Лос-Анджелеса, и не 10 небоскрёбов в Сан-Франциско – и х там штук 100, действительно целые кварталы огромных зданий, набитых офисами, биржами, жилыми помещениями. Все бегут, повсюду множество такси, развитое метро (наконец-то, спасибо!), опять разные районы – Квинс, Бронкс, Бруклин, Манхэттен. В общем, прокатившись на пароме возле статуи Свободы, погуляв по Манхэттену последние несколько дней и сходив в один из немногих настоящих IMAX-кинотеатров (вообще в мире), мы отправились домой.

Подводя итоги, скажу – было классно. После такой поездки я знаю гораздо больше о мире, о том, кто где и как живёт, о том, что есть в мире. И если наши поездки на несколько дней в страны Европы позволяли просто заглянуть одним глазком в Париж, Брюссель, Амстердам, увидеть их внешнюю оболочку – то эти три с половиной месяца позволили понять Америку, наверное, гораздо более глубоко. В результате – я видел много-много нового, необычного, удивительного. А ведь чем больше мы знаем и видим – тем справедливее мы судим, тем лучше понимаем жизнь.